Авто «Экологичный» транспортный налог приведет к социальному взрыву

«Экологичный» транспортный налог приведет к социальному взрыву

Министерство промышленности и торговли предлагает с 2011 года привязать ставку транспортного налога к экологическому классу автомобиля. Это предложение преследует как минимум две основные цели. Первая – стимулировать обновление автомобильного парка страны

Министерство промышленности и торговли предлагает с 2011 года привязать ставку транспортного налога к экологическому классу автомобиля. Это предложение преследует как минимум две основные цели. Первая – стимулировать обновление автомобильного парка страны за счет повышения налоговой нагрузки на владельцев подержанных машин. Вторая – компенсировать повышение акцизов на бензин. На деле же инициативы Минпромторга могут вызвать настоящий социальный взрыв.

Как сообщают «Ведомости», Минпромторг предлагает определить для каждого класса коэффициент, который будет уменьшать или увеличивать базовую ставку транспортного налога в зависимости от стандарта автомобиля. Так, для владельцев автомобилей класса «Евро-4» предлагается оставить налог неизменным, базовая ставка составит от 2,5 до 15 рублей за лошадиную силу. На машины класса «Евро-3» базовая ставка может быть повышена в 1,2 раза, «Евро-2» – в 1,6 раза. Для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 года (до введения в России стандарта «Евро-2»), налог вырастет вдвое. Зато снизится налог для автомобилей классов «Евро-5» и выше, базовую ставку для них предложено уменьшить на 30 процентов. За регионами, по мнению авторов поправок, останется право повышать базовую ставку налога – максимум в 10 раз – или снижать ее до нуля для машин мощностью менее 150 лошадиных сил.

Минпромторг поддержали в Министерстве экономического развития, где предлагаемые меры посчитали одним из инструментов поддержки автопрома, которые простимулируют автопроизводителей выпускать более экологичные автомобили.

«Это просто беспредел, – отреагировал на предложение Минпромторга лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, – чиновники обещали отменить транспортный налог в качестве компенсации роста акцизов на бензин, а вместо этого предлагают фактически двойное налогообложение автовладельцев, поскольку более половины машин в стране старше пяти лет». По данным же «Автостата», в России лишь 28% легковых автомобилей находится в эксплуатации меньше пяти лет. На Дальнем Востоке их доля составляет всего 2,6%, в Сибири – 12,2%, в остальных регионах страны – 25–35%. А доля автомобилей старше десяти лет составляет 51,4%.

Напомним, экологические стандарты действуют в России с 2006 года. Тогда в паспорте транспортного средства была введена специальная графа «экологический класс». На автомобили, приобретенные до 2006 года, эти требования не распространялись. Фактически эти машины не принадлежат ни к одному из классов, поэтому на них должен устанавливаться самый высокий налог. Но в Минпромторге считают, что владельцы таких автомобилей смогут пройти сертификацию в специальном центре, где машине присвоят определенный класс, и ставка налога может быть уменьшена.

Нетрудно предположить, что введение новых налоговых ставок серьезно повлияет на автомобильный рынок России, в частности, на сегмент подержанных авто. По мнению директора автосалона компании Car72.com Антона Герасимова, такие меры приведут к омоложению парка представляемых на продажу подержанных автомобилей, что может положительно сказаться на деятельности официальных компаний, поскольку произойдет перераспределение долей.

«Рынок покинут сотни маленьких компаний, которые продавали авто в этом сегменте. Грубо говоря, купили за 100, продали за 200. А для покупателя возникает большая защищенность. Покупая автомобиль в крупной компании по продаже авто с пробегом, клиент имеет право вернуть автомобиль в течение 14 дней, если он ему не понравился, что практически невозможно сделать, если покупаешь на рынке или у перекупщиков. В результате государство получит новые поступления в бюджет, так как крупные компании работают официально и производят оплату всех налогов. Мое мнение: эти изменения пройдут не быстро, будет много сопротивлений, но в целом, если мы хотим стать мировой державой, хотим, чтобы нас уважали к нацию, то мы идем в верном направлении. А жаловаться на то что стало хуже – это удел тех, кто привык получать легкие деньги и не желает повышать эффективность», – сказал Антон Герасимов.

Тем не менее, объем предлагаемых на рынке подержанных машин может немного сократиться за счет того, что будет увеличено количество продаж автомобилей с небольшим пробегом, которые соответствуют новым стандартам. «Сейчас мы обслуживаем часть клиентов, которые выбирают между покупкой нового и двух-трехлетнего авто и отдают предпочтение последнему ввиду большей разницы в цене. Ментальность россиянина такова, что он продаст последние штаны, но не откажется от авто, Для сравнения: в Европе, когда произошло повышение цен на нефтепродукты, часть граждан пересела на общественный транспорт или велосипеды. А предпочтения автолюбителей изменились в пользу малолитражных машин», – говорит Антон Герасимов.

Против предлагаемых в Минпромторге изменений налогообложения выступили в Министерстве финансов. «Мы к этому относимся отрицательно, потому что данный налог региональный, и в рамках ранее принятых поправок к 28 главе Налогового кодекса была введена норма, которая предусматривает право субъекта дифференцировать базовые ставки налога в зависимости как от возраста автомобиля, так и от экологического класса», – заявил начальник отдела имущественных налогов Минфина Алексей Сорокин.

Он также подчеркнул, что введение понижающих коэффициентов для автомобилей класса «Евро-5» и повышающих, например, для «Евро-2» или «Евро-3», неоднозначно, так как при этом будет снижаться налоговая нагрузка на более обеспеченных автовладельцев и повышаться на менее обеспеченных, пишет Newsru.com.

На сегодняшний день владельцы машин с мощностью до 100 л. с. в Тюменской области платят по 10 рублей за одну «лошадь», свыше 100 л. с. и до 150 – по 30 рублей, более 150 л. с. до 200 – 34 рубля, от 200 л.с. до 250 – 40 рублей, от 250 л. с. и выше – 66 рублей. То есть, подержанная иномарка с мощностью двигателя, допустим, 110 лошадиных сил, выпущенная до 2006 года обходится тюменцу в 3,5 тысячи рублей ежегодных налоговых отчислений.

Если допустить, что региональные власти не поменяют ставку, и применить, как то предлагают в Минпромторге, двойной повышающий коэффициент, то транспортный налог для владельца такой машины, как нетрудно посчитать, составит уже семь тысяч рублей. При этом, стоит отметить, в Тюменской области установлены не самые низки ставки транспортного налога. Например, в соседней Челябинской области владельцы машин с мощностью до 100 л. с. платят по 6,7 рубля за одну «лошадь», свыше 100 л. с. и до 150 – по 12,6 рубля, более 150 л. с. рассчитываются по ставке от 22,4 рубля.

Но ситуация с введением «экологичного» транспортного налога выглядит совсем абсурдной, если заглянуть в принятый в 2008 году технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам». Согласно документу только к 2012 году Россия должна перейти на топливо, отвечающее экологическим требованиям «Евро-4», а к 2014 году – полностью перейти на выпуск топлива стандарта «Евро-5». При этом в Европе переход на горючее класса «Евро-5» осуществили уже в 2009 году, а к 2014 году планируют перейти на стандарты «Евро-6». При этом большинство производимых автомобилей в стране соответствует классу «Евро-4». «В стране около 45% бензина не соответствует вообще ничему, – возмущается лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, – о каких высоких экологических стандартах в такой ситуации можно говорить».

Пока предложение Минпромторга находится на обсуждении в правительстве, которое обещает при принятии окончательного решения учесть интересы автолюбителей и проанализировать возможный рост налоговой нагрузки на российских автовладельцев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем