Авто Многих из нас вообще нельзя пускать за руль

Многих из нас вообще нельзя пускать за руль

В сфере образовательных учреждений для подготовки будущих водителей грядут перемены. Что они с собой принесут, волнует и специалистов ГИБДД, и тех, кто собирается получать водительские права, и, естественно, представителей самих автошкол. Однако в том, чт

В сфере образовательных учреждений для подготовки будущих водителей грядут перемены. Что они с собой принесут, волнует и специалистов ГИБДД, и тех, кто собирается получать водительские права, и, естественно, представителей самих автошкол. Однако в том, что, перемены назрели, согласны все участники процесса.

У студентов множество претензий к качеству обучения, уровню инструкторов (большинство сетует прежде всего на низкий уровень культуры учителей), автомобилям. Госавтоинспекцию беспокоит статистика ДТП с участием неопытных водителей и невоспитанность участников дорожного движения. В автошколах беспокоятся об ужесточении выдачи лицензий и обвиняют ГИБДД в установлении квоты на сдачу экзаменов. Однако только все вместе они могут прийти к общему решению, как снизить аварийность и смертность на дорогах страны и поднять культурный уровень населения, если это вообще в их силах.

В следующем году российское руководство ДОБДД обещает внедрить новые программы обучения и ужесточить критерии выдачи водительских удостоверений. Пока же автошколы учат по-старому. В чем проблемы нынешних систем обучения, пытались разобраться представители ведущих автошкол и специалисты ГИБДД на заседании авто-пресс-клуба.

Руководители образовательных учреждений рассказали о состоянии отрасли. Заместитель директора автошколы «Машинка» Илья Щедловский заметил, что хотя школ в последнее время стало больше, на количестве обучающихся в его учреждении это не сказалось, поскольку и число желающих пройти курс также возросло. Щедловский назвал цифру – 30-40 автошкол в Тюмени, хотя есть данные, что их как минимум 50. Но не в этом суть. Школы очень разные. Есть крупные, с развитой инфраструктурой, куда входят собственный автодром и широкий выбор автомобилей, с большим штатом опытных инструкторов, обширным перечнем услуг. Есть совсем маленькие, частные школы, где всего одно помещение и несколько машин.

Лицензии на предоставление обучающих услуг сегодня выдает управление образования. Есть мнение, что критерии выдачи лицензии не учитывают уровень подготовки кадров, а лишь требуют соответствия материальной базы. В итоге инструктором может стать почти случайный человек. Как нередко и происходит, что подтвердили сами руководители автошкол. Но об этом разговор позже.

Как рассказал Илья Щедловский, автошкола «Машинка» выпускает в месяц до 30 человек. Но экзамен с первого раза сдает не более половины, а чаще даже лишь 40% учеников. Причем, как показывает практика, со сдачей теории и первого этапа практического экзамена (на автодроме) проблем у большинства не возникает. Катание по автодрому сдают до 90% студентов.

Вся загвоздка на втором этапе учебного вождения – по городу. Здесь, как заметил коллега Щедловского, директор автошколы «Престиж» Виктор Буторин, водитель остается один на один с экзаменатором из ГИБДД и находится в его полной власти. В итоге, как считают представители автошкол, инспектор может запросто «завалить» претендента по пустяковому поводу, чтобы соблюсти норматив в 50% сдавших экзамен. «Приходилось даже слышать высказывания, что инспекторов, у которых высокий процент сдачи экзамена, серьезно наказывали», – заявил Виктор Буторин.

И как бы автошколы ни старались учить лучше, повышать качество работы, процент сдачи остается неизменным. «Ничего сделать мы с этим не можем, – говорит Виктор Буторин. – Пробовали разбираться, в итоге получалось только хуже – следующего студента оценивали еще строже». Несмотря на это, многие из не сдавших экзамены все равно благодарили инструкторов автокшолы за хорошую подготовку, это о многом говорит, отмечает Виктор Феофанович.

Еще один момент, который отметили инструкторы: инспектор зачастую принимает экзамен совсем по другим правилам, нежели те, которым будущего водителя учат в автошколе. В итоге ломается психика курсанта, поскольку он уверен, что все делает правильно, а инспектор его за это штрафует. В этом еще одна претензия автошкол к ГИБДД: уже несколько лет представителей общеобразовательных учреждений не собирали для разъяснения и принятия единых норм отдельных пунктов правил, в которых скрыты некоторые нюансы и разночтения. Хотя раньше такие встречи проводились.

«Я 28 лет занимаюсь обучением водителей, – говорит Виктор Буторин. – И все это время правила приема экзаменов только ужесточались. В 70-е теоретический экзамен сводился к беседе инспектора с курсантом. Прием практического экзамена велся по балльной системе, допускались несколько ошибок. Сегодня же может быть так: тронулся с места, не пристегнул ремень – все, не сдал». Вторит коллеге Илья Щедловский: «Люди волнуются перед экзаменом, это нормально, но инспекторы, к сожалению, не учитывают человеческий фактор».

Развивает тему менеджер автошколы №79 Георгий Муртазалиев: «Вождение – это индивидуальны момент. Одному и двух занятий будет достаточно, чтобы освоиться за рулем, другому и 50 часов практики мало». Илья Щедловский привел конкретный пример: «Была у нас одна студентка, которая после 20 часов вождения не могла исполнить «змейку» и еще возмущалась, что ее в город не выпускают. А если следовать нормативам и отправлять ее в город – это ведь как минимум два трупа: она и инструктор», – под общий смех заключил представитель автошколы «Машинка».

Представители ГИБДД привели свои доводы. Исполняющий обязанности начальника ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин привел статистику: с начала года в ДТП по югу области погибло более двухсот человек и ранено более двух тысяч. Это при том, что впервые за последние пять лет зафиксировано снижение по трем основным показателям.

Одну из проблем Лоточкин видит как раз в нехватке обязательных практических часов вождения, которые автошколы отводят ученикам. На возражение представителей автошкол о том, что 32 часа записаны в нормативах, глава областного ГИБДД предложил инструкторам самим выйти и инициативой изменить нормативы. «Закон этого не запрещает». Руководители образовательных учреждений заявили, что инструкторы очень часто предлагают и даже настаивают на том, что ученики брали дополнительные часы. Но соглашается на это меньше половины.

Это еще одна проблема, которую развил

начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД Василий Бушин

. Он напомнил, что в Федеральном законе об образовании говорится: ответственность за качество обучения несет образовательное учреждение. Кроме того на основании того же закона школа может разрабатывать собственные программы на основании базового комплекса. Однако всерьез этим мало кто занимается. В итоге, когда в рамках проверки работы автошкол инспекторы ДПС останавливают учебную машину, у инструктора, как правило, нет ни плана занятия, ни календаря, ни маршрута. «Неизвестно, чему сегодня обучается курсант, какой маневр он должен усвоить и так далее», – отметил Василий Бушин.

По поводу квот на количество сдавших экзамены Василий Бушин напомнил, что требования к госавтоинспекции снизить в ближайшие годы число ДТП и смертность на дорогах в полтора раза озвучил премьер-министр Владимир Путин. И один из способов этого добиться – не допустить на дороги неподготовленных водителей. Сегодня, когда интенсивность транспорта выросла в несколько раз по сравнению с советским периодом, а уровень культуры участников движения стал гораздо ниже, повышать требования к новым водителям заставляет сама жизнь.

Начальник межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД при ГУВД Тюменской области Евгений Белослудцев добавил: «Инспектор, принимающий экзамен, хочет быть на 100% уверен в том, что водитель, которого он аттестует, наверняка не организует серьезное ДТП из-за недостатка навыков. Ведь в случае чего инспектора потом спросят: «Как же ты его выпустил на дорогу?». Хотя есть данные, что «указание сверху» по проценту сдающих все же было, причем в разных регионах установки разные – но надо же ГИБДД как-то регламентировать число новых водителей.

Василий Бушин также отметил, что по нормативам один инструктор может обучить не более 60 человек в год. Однако учителя в погоне за прибылью превышают квоту. Есть такие инструкторы, которые и сами-то водить не умеют, а между тем умудряются преподавать. Как такое возможно, недоумевают представители ГИБДД. И сами же заключают: проблема в отсутствии контроля над работой автошкол.

«Ни министерство образования, ни ГИБДД не имеют права вмешиваться в учебный процесс. В итоге у нас до сих пор не зарегистрировано ни одного случая лишения автошколы лицензии за те или иные нарушения, – отметил Бушин. – А нарушений обнаруживается масса, вплоть до того, что инструктор ведет практическое занятие с похмелья, медицинского освидетельствования не проводится. Зачастую ученик даже не подписывает договор с учреждением, непонятно, как потом предъявлять претензии в случае проблем».

Муртазалиев заявил, что государство должно заняться оснащением образовательных учреждений современным оборудованием, теми же тренажерами. На что Василий Бушин ответил, что автошколы как коммерческие организации сами должны заниматься формированием материальной базы. И привел пример автошколы в Челябинске, которая оборудовала автодром современной корейской системой обучения. В итоге показатели сдачи экзаменов в этой школе самые высокие в регионе. В той же Корее благодаря внедрению электронного оборудования для обучения статистика ДТП за последние годы снизилась на 70%.

За этими спорами участники подошли к главному вопросу – подготовки кадров. Руководители автошкол единодушно согласились, что взять хороших инструкторов по сути негде. Тот небольшой процент действительно хороших сотрудников – это просто люди с талантом к обучению.

Как заметил исполнительный директор Союза автолюбителей Тюмени Александр Поклонцев, по отзывам студентов, большинство инструкторов во время практики ничего не объясняют, многие из них очень часто используют нецензурную лексику, либо просто орут на курсанта: «И чему человек может научиться, стоя в пробке с таким инструктором?». В итоге, когда ученику предлагают дополнительные часы вождения, он не видит в этом смысла. А школа должна предлагать конкретную действенную программу дополнительного обучения для тех, кто в этом действительно нуждается.

С проблемой подбора инструкторов столкнулся генеральный директор «молодой» автошколы «Статус» Рамиль Каппасов. «Я считаю, у нас явно не хватает учебных заведений, где готовили бы автоинструкторов. Сам прошел курс подготовки – он длится девять дней. Это мало. А инструктор должен уметь донести материал до каждого ученика, независимо от уровня его восприятия. А люди приходят очень разные, с разной мотивацией», – говорит Каппасов.

Директор Тюменского центра высшего водительского мастерства Сергей Прокофьев

добавил: «Инструктор – главный человек в автошколе. И их нехватка действительно остро ощущается. А стаж не является показателем мастерства инструктора. Ведь правила постоянно меняются, как и условия дорожного движения». Также Сергей Прокофьев со своей профессиональной точки зрения заметил, что в существующих методиках нет установок, как обучить курсанта справляться с внештатными ситуациями. Даже сами инструкторы часто не умеют, к примеру, правильно выходить из заноса, избегать столкновения и т.д.

По поводу низкого уровня культуры на дорогах Виктор Буторин отметил: «Мы же не учим наших студентов пить за рулем, пешеходов давить. Наоборот: обычно предлагаем пропускать всех встречных и поперечных, даже если у нас главная дорога». Но затем водитель сам решает, как ему ездить. И от инструктора уже ничего не зависит.

На эту тему также высказался заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии ТГМА, доктор медицинских наук Борис Приленский. Он затронул на самом деле очень важный аспект, который часто остается вне обсуждения, – психологический: «Многим людям вообще надо запретить садиться за руль, даже если не брать в расчет психически больных и говорить только об условно здоровых. Даже среди них есть много людей, которые на дороге самоутверждаются за счет безопасности других, из-за чего проявляется и хамство, и бескультурье. Если человек всех, кроме себя, считает ничтожествами, то его нельзя допускать до автомобиля. Это опасный человек».

По мнению специалиста, психологическое состояние очень серьезно влияет на манеру езды. А сегодня даже среди условно здорового населения до 70% невротизированы: «У нас в жизни очень много страхов, которые отражаются на всем, что мы делаем». Борис Приленский предложил ввести психологическую подготовку будущих водителей на базе программы обучения. Пусть даже это и потребует дополнительных затрат со стороны курсантов, однако себя оправдает.

Итак, обозначился ряд проблем, которые должны быть учтены при проведении реформ в система образования водителей. Это отсутствие государственного контроля работы автошкол и рынка этих услуг в целом, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие структур для их подготовки, несоответствие методик с правилами приема экзаменов инспекторами, недостаток психологической подготовки будущих водителей. Только если все участники процесса перестанут обвинять, а научатся слышать друг друга и сообща выработают решение, есть надежда, что качество обучения повысится, а печальная статистика пойдет на убыль.

Фото: Фото предоставлены PR-агентством «PRимер»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем