Авто Рынок АКБ: грядет новая эра

Рынок АКБ: грядет новая эра

Прошлый год получился непростым для аккумуляторной отрасли как в России, так и во всем мире. Одна из главных причин – рост цен на сырье, в частности, на свинец, основным поставщиком которого на мировые рынки является Китай. В начале года ситуация улучшила

" src=

Прошлый год получился непростым для аккумуляторной отрасли как в России, так и во всем мире. Одна из главных причин – рост цен на сырье, в частности, на свинец, основным поставщиком которого на мировые рынки является Китай. В начале года ситуация улучшилась, и аккумуляторный рынок несколько ожил.

Тем временем, весь мир серьезно заинтересовался возможностью заменить двигатели внутреннего сгорания электромоторами. В первую очередь это связано с требованиями экологии и высокими ценами на нефть. Популярность завоевывают гибридные автомобили. Ведутся разработки аккумуляторов для электромобилей, что приведет к кардинальному изменению в технологиях производства аккумуляторов. Однако до массового внедрения новых технологий, по оценкам экспертов, еще далеко. Потому производители АКБ могут спокойно работать еще несколько лет.

Итак, что же произошло в прошлом году? В сентябре цена на свинец на Лондонской бирже по результатам торгов составила 3541 доллар, что стало абсолютным максимумом за всю историю аккумуляторной отрасли. В связи с этим производители вынуждены были существенно поднять цены на свою продукцию, а некоторые предприятия вовсе прекратили выпуск аккумуляторных батарей.

Крупнейший в России производитель автомобильных свинцовых аккумуляторных батарей – Тюменский аккумуляторный завод – снизил производство АКБ с одного миллиона 345 тысяч 270 батарей в 2006 году до одного миллиона 133 тысяч 782 единиц в 2007. Заметное сокращение объемов произошло в минувшем году на жигулевском заводе «АКОМ», предприятии Tubor, входящем в корпорацию «Евразия», иркутском заводе «АкТех». Незначительно увеличили объемы производства два предприятия в Курсе и Подольский завод. А вот аккумуляторный завод в Комсомольске-на-Амуре после 95 тысяч произведенных в 2006 году батарей в 2007 выпустил лишь 1426.

«В прошлом году у нас были серьезные затруднения со своевременными поставками оптовых партий батарей своим клиентам, поскольку заводы недопоставляли нам свою продукцию, – отмечает Олег Потоцкий, генеральный директор ООО «Сибирская аккумуляторная компания», официального дилера российских и зарубежных производителей АКБ. – Сегодня ситуация улучшилась. Однако как будет дальше складываться ситуация на рынке металлов, сказать трудно».

События прошлого года не могли не сказаться на конечной стоимости батарей в розничной сети. Как считают автолюбители, число брендов и видов батарей на рынке заметно увеличилось, а вот качество несколько снизилось, в результате АКБ приходится менять все чаще.

Заметный дефицит свинца наблюдается на рынке в течение последних четырех лет. В 2008 году рост горнорудного производства в Австралии, Индии и России поможет сузить разрыв, полагают эксперты рынка. По данным на начало весны, цена на металл с поставкой через три месяца составила $3471, самый высокий показатель с 16 ноября 2007 года.

Китай объявил о планах увеличить пошлины на экспорт свинца с начала 2008 года с 10% до 15%. Это повлечет за собой снижение заинтересованности китайских производителей в вывозе металла из страны и, соответственно, сокращение его производства. В прошлом году экспорт свинца из Китая уже снизился примерно в полтора раза.

Хотя некоторые компании в Поднебесной все же стремятся расширять производство. Так, по информации MetalTorg.ru, корпорация Anhui Tongguan Nonferrous Metals (Chizhou) Co. планирует увеличить общий объем выплавки свинца до 80 тысяч тонн в год за счет модернизации технологий. Инвестиции в проект оцениваются в 390 миллионов юаней ($55,7 миллиона). Компания, расположенная в провинции Аньхой, также рассматривает возможность строительства новых производственных мощностей, которые позволят увеличить годовую производительность на 100 тысяч тонн цинка и 100 тысяч тонн свинца.

Именно в модернизации производства аналитики видят возможности для стабилизации ситуации в металлургической промышленности Китая, а соответственно, и на рынке аккумуляторных батарей.

Между тем технологии не стоят на месте. И в наши дни в отрасли источников электропитания для автомобилей происходят колоссальные изменения. Так, начало 2008 года отмечено знаковым событием для мировой энергетики: открыт первый в мире завод по производству литиево-ионных аккумуляторов. Это совместное детище американской компании Johnson Controls и французской Saft Advanced Power Solutions. На заводе будут производиться литиево-ионные аккумуляторы для применения в электрических и гибридных (работающих как на электричестве, так и на горючем) транспортных средствах. Известно, что Johnson Controls является одним из крупнейших в мире поставщиков автомобильных аккумуляторов, а Saft входит в число крупнейших производителей никелево-кадмиевых и литиево-ионных аккумуляторов.

Завод, расположенный в г. Нерзак (Франция) сначала будет производить 5 тысяч аккумуляторов ежегодно, а затем нарастит производство для удовлетворения запросов клиентов, в число которых входят знаменитые General Motors, Chrysler и Mercedes-Benz. Рост производства обеспечит снижение затрат, сделав тем самым технологию более доступной для многих других производителей.

«Мы будем осуществлять международную деятельность, – сказал Алекс Молинароли, менеджер по вопросам силовых решений Johnson Controls US. – Клиентами Johnson Controls являются покупатели гибридных автомобилей GM, таким образом, этот аккумулятор, скорее всего, будет связан с данной конкретной технологией». Британская пресса прогнозирует, что в будущем число производимых гибридных и электрических транспортных средств стремительно увеличится, о чем свидетельствует создание данного предприятия. «GM планирует строительство специального завода по производству трансмиссий для гибридных и электрических транспортных средств с производительностью 300–350 тысяч штук в год. Для них потребовалось бы как минимум такое же количество аккумуляторов», – добавил Алекс Молинароли.

Первой машиной, на которую будет установлен этот аккумулятор, станет гибридный Mercedes S-Class 400. В конце нынешнего года в США начнутся дорожные тесты электромобиля Mitsubishi i MiEV. В Японии серийная модель появится на дорогах уже в нынешнем году. Электромобиль построен на базе заднеприводного четырехместного хетчбэка Mitsubishi i. Его средняя скорость достигает 130 км/ч. Новинка оснащена электромотором мощностью 47 кВт (180 Нм) и 330-вольтными литиево-ионными батареями нового поколения, одной зарядки которых вполне хватит, чтобы проехать до 160 км.

Заряжать литиево-ионные батареи можно будет двумя способами: на специальных станциях, где такая процедура займет всего 25 минут, или от любой электросети за 7–13 часов. Производство инновационных батарей налажено на совместном предприятии, созданном в прошлом году Mitsubishi и GS Yuasa Corporation. В Европе серийные версии Mitsubishi i MiEV появятся в будущем году.

А в июле этого года в Москве начнется опытная эксплуатация пассажирского автобуса, полностью работающего на электрической тяге, сообщил на заседании столичного правительства генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов. По его словам, в настоящее время совместно с итальянской стороной разрабатывается автобус, работающий на аккумуляторах, зарядка которых будет происходить бесконтактно. «Предположительно, стоимость такого автобуса превысит 350 тысяч евро», – пояснил Иванов. Он рассказал, что по опыту европейских городов, автобусы, полностью работающие на электрической тяге, в основном рассчитаны на небольшое число пассажиров и ездят по исторической части города. Однако такой транспорт использовался лишь в странах с мягким климатом, а для системы обогрева салона в зимний период требуется значительно больше электроэнергии.

«В июле 2008 года мы представим первый опытный образец электробуса. Первое время он будет ездить без пассажиров, до момента сертификации, которая может занять до трех месяцев», – сообщил генеральный директор «Мосгортранса». По его словам, зарядку аккумуляторов автобуса планируется проводить на территории троллейбусного парка. Иванов добавил, что после каждого рейса в течение 5–10 минут будет происходить быстрая бесконтактная зарядка аккумуляторов электробуса.

Для массового выпуска и использования электромобилей в ближайшее время есть ряд препятствий. Это и отсутствие достаточного количества зарядных станций, и необходимость длительной зарядки, большая масса аккумуляторов, недостаточная мощность и дальность пробега без подзарядки. Однако можно не сомневаться, что ученые найдут способ устранить эти недостатки.

Уже сейчас в Европе и США широкое распространение получают гибридные автомобили. В таких машинах обычно используются дорогие никель-металгидридные аккумуляторы, а традиционные свинцовые не применяются в гибридных силовых установках из-за малой емкости, большой массы и недостаточного ресурса. В связи с этим сейчас в Австралии ведутся разработки для «гибридов» принципиально новых свинцовых батарей более высокой емкости, которые на 70% дешевле никель-металгидридных.

Как отмечает Олег Потоцкий, в производстве некоторых видов АКБ ничего не менялось уже десятилетия. Например, мотоциклетные батареи живут в нынешнем виде едва ли не с 50-х годов. «Пока отказа от традиционных аккумуляторов ждать не стоит – все-таки бензиновый двигатель будет использоваться еще долго. Однако со временем производители современных аккумуляторных батарей будут вынуждены внедрять новые технологии, чтобы следовать требованиям времени, либо уйти с рынка», – считает Олег Потоцкий.

Фото: Фото с сайта Gizmod.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем