Когда мы думаем об отпуске, то практически все представляем, как ранним рейсом летим в жаркую страну. Но для некоторых отдых — сам процесс путешествия, добраться от точки А до точки Б. Кто-то предпочитает авто, а кто-то — мотоцикл. Константин вместе с женой Юлией отправился на своем байке прямиком из Тюмени во Владивосток. 15 000 километров, 11 дней. Масса впечатлений и новых знакомств. Но, помимо этого, и свои трудности. Какие — читайте в авторской колонке.
Поездка на Дальний Восток состоялась в 2022 году. Сейчас Константин и Юлия отправились на Кавказ.
Подготовка к поездке
До того как отправиться на Дальний Восток, мы уже были в Красноярске, Иркутске и на Байкале в 2006 году, посмотрели Хабаровск и Владивосток в 2017-м. Но путешествие было немного другого формата. Места очень понравились, удивляли и притягивали природа и история этого края. Однако между этими городами для нас лежала неизведанная земля. Хотелось поехать куда-то далеко, «по-настоящему», и когда моя жена Юля предложила путешествие на край земли, без раздумий приняли эту идею.
Изначально, собираясь в путешествие, мы планировали останавливаться на байк-постах и везли с собой палатку. Маршрут был рассчитан на точки «доезда», контакты байк-постов мы заранее сохранили. Байк-пост — это приют для мотопутов, где можно заночевать, обслужить мотоцикл, приготовить себе еду. Это может быть гараж, квартира, частный дом или здание мотоклуба. На каких-то байк-постах есть фиксированная оплата за постой, а на каких-то кладешь в копилку, сколько можешь. Условия везде разные.
Мы побывали на байк-постах в Татарске, Кемерово, Ачинске, Тайшете, Слюдянке, Улан-Удэ, Усолье-Сибирском, Красноярске — познакомились с огромным количеством удивительных людей. Конечно, пришлось останавливаться и в мотелях. Завтрак и ужин, как правило, готовили сами, днем обедали в кафе либо перекусывали запасами.
С подготовкой мотоцикла вопросов не было — отвезли в мастерскую «Сектормото», сказали, куда собрались, парни там работали очень опытные. Провели диагностику, огласили объем работ, согласовали смету. Сколько денег вышло — не спрашивайте, каждый мотоцикл попросит свою цену.
Много времени потратили на «теоретическую» подготовку: смотрели фильмы про путешествия, отмечали разные мелочи — что взять с собой, где вкусно поесть, что интересно посмотреть, как удобнее проехать. Собрали дорожную книгу, где «посчитали» дневные пробеги, спланировали ночевки, прикинули заправки, наметили достопримечательности. Составили хелп-лист, где собрали контакты мотоклубов и людей, к кому можно обратиться по дороге в случае необходимости. Обычно подготовкой этой информации занимается Юля, она собирает и систематизирует данные.
Так как мы много путешествуем, у нас собран оптимальный (для нас) комплект туристического оборудования. У нас есть палатка, спальники, стулья, походная кухня. Мы даже садж купили маленький и везли его с собой. О кофейнике и любимых кружках даже говорить не приходится.
Конечная точка — Владивосток
Всего наша поездка заняла 28 дней — это стандартный отпуск. Конечно, это катастрофически мало для преодоления такого расстояния. Очень многое просто не успели посмотреть — пропустили Читу, Биробиджан, Циолковский. Вернее, не пропустили, а оставили на потом.
Обычный день мотопутешественника у всех проходит по-разному, в зависимости от привычек. У нас утро начинается с кофе. Потом пакуем вещи в кофры, выкладываем видео-фото на наш канал, включаем переговорки и едем дальше. По дороге останавливаемся, где понравится, купаемся, перекусываем.
До Владивостока доехали за 11 дней, но сначала двинули не в сам город, а на побережье в районе Славянки. Точного плана, где остановимся, у нас не было, знали, что на побережье есть базы отдыха и можно легко найти место под палатку. Но дорога дала нам жилье и интересное знакомство. Остановились в мотеле за Хабаровском, разговорились с владельцами. Они дали телефон своего друга — члена Русского географического общества, владельца небольшой дайв-базы. У него как раз оказался свободным домик, там мы и остановились. Сгрузили основные вещи и на легком мотоцикле пару дней колесили по побережью. Съездили на маяк Бюссе и мыс Брюса, в бухту Андреевка, на Черные пески. Виктор, владелец дайв-базы, организовал нам морскую прогулку, а тем же вечером в его эллинге мы устроили посиделки с шашлыками. Летом он водит дайверов, а зимой работает помощником капитана на Камчатке на краболовном судне. У него огромное количество историй и фотографий.
Во Владивостоке мы провели два дня. Там у нас была забронирована гостиница. Планировали попасть на День ВМФ, но, к сожалению, часть праздничных мероприятий отменили. Съездили на остров Русский — на Великокняжескую и Ворошиловскую батареи, а вечером гуляли по предпраздничному Владивостоку.
На Дальнем Востоке мы посетили еще и Иволгинский дацан, побывали во дворце Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Кому-то это может показаться мелочью, но мы видели, как цветут лотосы, по-настоящему, а не в ботаническом саду. В местных новостях прочитали, что начался период цветения, это на Дальнем Востоке событие. Одно из озер было нам по дороге, пришлось совсем немного свернуть в рабочий поселок Бурейский. Нас поразило, как местные жители относятся к лотосам, они приезжают полюбоваться их цветением и с гордостью рассказывают, что несколько лет назад расцвело всего несколько цветков, а теперь почти всё озеро покрыто огромными розовыми цветами. С большим интересом нас расспрашивали о поездке и нашем городе. Дальше по указателям завернули в музей на Волочаевскую сопку, посмотрели небольшой фильм о революционной истории Забайкалья и Дальнего Востока — узнали много нового об истории этой части страны.
1 августа мы с женой уже выдвинулись в Тюмень. Обратный путь прошли двумя мотоциклами — к нам присоединился еще один байкер. Из-за дефицита времени он отправил мотоцикл во Владивосток транспортной компанией и сам прилетел самолетом. Компанией ехать было гораздо веселее.
Не без дегтя
В таком длительном путешествии без технических проблем не обошлось. В первый же день на обратной дороге Юля не закрыла верхнюю крышку кофра — и ее, конечно, оторвало. Из подручных средств — пластиковой пятерки с обочины — соорудили крышку, притянули ее багажными резинками, так и ехали до дома.
За 70 км до Улан-Удэ у нас «наелась» цепь и заклинило несколько звеньев. Каждые 10–15 км останавливались на обочине, поливали цепь маслом, остужали ее и ковыляли в сторону города. За это время Юля развила бурную деятельность в группах байкеров, в итоге нашла цепь. Позднее выяснилось, что нужны еще и звезды. Звезды были только в Иркутске. Ребята из клуба «Оппозит» помогли сначала с доставкой из Иркутска запчастей, а потом и с ремонтом. Еще в Иркутске пришлось менять резину, потому что наша внезапно кончилась.
Сколько ушло на путешествие?
За 28 дней своего путешесвтия мы потратили 44 тысячи рублей на бензин. Еще почти 27 тысяч — на автозапчасти и масло. Чуть больше девяти тысяч ушло на пребывание на байк-постах. В некоторых случаях приходилось останавливаться на ночь в мотелях. Это тоже отдельная графа в тратах — в общей сложности почти 26 тысяч рублей. На продукты, обеды в кафе и напитки ушло больше всего — 68,5 тысячи рублей. В общей сложности мы потратили чуть больше 184 тысяч за 28 дней. На эти деньги можно спокойно было бы отдохнуть неделю в Турции.
Плюсы путешествовать на байке
На машине ты едешь и видишь всё как в телевизоре, а на мотоцикле — непосредственно принимаешь участие в происходящем. Чувствуешь ветер, жару, дождь. Если готов к путешествию, в том числе и морально, то сложностей никаких не возникает. Едешь в другом режиме, чаще заправляешься — в нашем случае у нас гарантированный пробег 300 км, в путешествии на Дальний Восток это было важным, потому что в Забайкалье заправки, кафе и прочие точки цивилизации достаточно редки. На этот случай супруга сделала список заправок от Иркутска до Владивостока, с указанием километража, и мы знали наши перспективы, ехать вслепую было бы сложнее.
У мотопутов есть традиция — лепить наклейки на дорожные знаки, географические стелы, знаковые места и, конечно, на байк-постах. Наклейки придумывают сами: свое дорожное имя или информация о путешествии, или что-то еще. Были такие наклейки и у нас.
Цветущая соя и омуль у костра
Самое ценное, что дала нам эта поездка — знакомства и общение. Помимо эмоциональных впечатлений от красивейших видов. В эту поездку мы впервые останавливались на байк-постах, в принципе, познакомились с этим явлением. Завели свой канал про путешествия и практически в режиме реального времени выкладывали туда информацию. И, наконец-то, сняли видео и даже смонтировали и выложили на фильм на YouTube, а не забросили материалы, как обычно делали до этого.
Всё, что особенно запомнилось в дороге, — на первый взгляд, незначительные мелочи. Но именно они слились в удивительное и доброе приключение. Танго под патефон на байк-посту в Ачинске у «Авантюристов». 69-летний Анатолий, путешествующий на «Яве» 1975 года выпуска, в Тайшете. Запах цветущей сои, звон колокола в часовне Николая Чудотворца на перевале Ю. Тена, туманные завтраки и огромные пауки в Приморье. А еще проезд через бурю в Архаре, ледяные реки Еврейской автономной области, омуль у костра на берегу Байкала, знакомство с Идущими по БАМу в Красноярске и еще много-много всего.
Самым трудным было «вкатиться» в дорогу первые три дня. Когда понимаешь, сколько впереди таких дней и километров — это немного пугало. Второе: смириться с тем, что это удивительное приключение заканчивается. Чем мы были ближе к дому, тем сложнее было это принять.
Евгений Бушуев, президент автоклуба «OldMotors Тюмень», тоже предпочел необычный способ передвижения в отпуске. Он вместе с соратниками на ретромашинах в свой отпуск проехал больше 3000 километров по Южному Уралу. Как это было — читайте его историю.
Смогли бы отправиться в путешествие на мотоцикле?
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.