С приходом зимы на тюменских улицах появляется соль. Технически она называется галит. И на нее жалуются тюменцы — реагент разъедает обувь, лапы собакам, автомобили. Верно ли рассуждают жители города? Редакция решила поговорить с Юлией Антоновой, исполнительным директором Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, и задать вопросы, которые так мучают тюменцев. Действенна ли соль против гололеда? Есть ли аналоги? И стоит ли ее вообще сыпать на дороги?
— Почему на дорогах используется именно галит? Чем хорош именно этот материал?
— Галит — это техническая соль, один из самых доступных и привычных материалов, который в России применяют уже более 50 лет. Он используется как в чистом виде, так и в сочетании с песком. Материал неплохо работает до тех пор, пока температура воздуха не опускается ниже минус 10–12 градусов.
По технологии он не используется в качестве превентивной меры, материалом посыпают дороги уже после снегопада. В этом заключается его преимущество, так как протяженность дорог в нашей стране очень внушительная и вне населенных пунктов тяжело произвести превентивную обработку дорог до ожидаемого выпадения осадков или понижения температуры. Кроме того, при работе с галитом коммунальным организациям не нужно тщательно отслеживать изменения прогноза погоды. Действовать они начинают по факту, а не на опережение.
— Какие у него плюсы и минусы? Действительно ли реагент разъедает лапы собакам, машины и так далее.
— Из плюсов стоит отметить его невысокую стоимость, хотя цена на галит каждый год повышается в среднем на 15–20%. Это доступный и известный всем материал.
Есть у него и минусы. Так как это однокомпонентный вид соли, то его рабочая температура составляет до -12 градусов, при более низких температурах он уже не работает. Чтобы расширить температурный диапазон его применения, галит смешивают с песком. Норма применения этого материала на квадратный метр составляет 250–300 граммов, в сильные снегопады и морозы норма может быть увеличена вплоть до 1 килограмма на 1 квадратный метр.
Галит — не лучшее средство для применения в городах, особенно миллионниках. К тому же это очень коррозийный и токсичный материал. В отличие от современных материалов, галит не содержит добавок, которые снижают негативное воздействие на окружающую среду, лапы животных, металлические и мостовые конструкции и, конечно, автомобили.
А вот в современные материалы включены добавки для снижения их воздействия на экологию. Также современные противогололедные материалы проходят проверки на содержание в их составе тяжелых металлов, вредных веществ, радиации.
— Как он действует против льда и какая правильная технология содержания дороги после того, как его посыпали солью?
— Против льда галит малоэффективен, поэтому его применяют в сочетании с песком для повышения сцепления колес с дорогой. В России создан государственный стандарт, согласно которому должны действовать дорожные и коммунальные службы. Там прописано, через какое время должна пройти уборка. Например, на дорогах первой категории снег должны почистить в течение 2–3 часов после применения противогололедного материала, в том числе и галита.
— Есть ли аналоги галита в городских условиях и для содержания дорог?
— Отрасль производства таких материалов очень активно развивается. В настоящее время существуют современные и безопасные противогололедные реагенты, которые позволяют достигать максимального эффекта при зимнем содержании дорог. Поэтому в городских условиях мы настоятельно рекомендуем применять только современные противогололедные материалы. Их более высокая стоимость компенсируется меньшим расходом, что позволяет в итоге даже экономить бюджетные средства на содержание улиц до 20% в год.
— Экологичен ли галит? Например, в негородских условиях, на трассах, к которым примыкают сельскохозяйственные поля?
— Материал не очень экологичный, так как помимо хлорида натрия содержит вредные примеси и тяжелые металлы. Сельскохозяйственные поля не примыкают к трассам, существуют санитарные зоны, на которых не предусмотрена высадка культурных растений. Поэтому если даже галит попадает на обочину, то его негативное воздействие в некоторой степени даже помогает дорожникам справляться с нежелательной избыточной растительностью, которую они должны контролировать.
— Будут ли использоваться в будущем какие-то другие материалы для противодействия гололеду?
— Москва их уже давно использует. Многие крупные города России тоже постепенно переходят на современные реагенты.
А вот как будут бороться городские власти с гололедом. Спойлер: галит там тоже будет.
Нужна ли соль на городских дорогах и тротуарах?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.