В Сети не утихают обсуждения тюменцев о возможном появлении в городе трамваев в 2030-е годы. Только под одной публикацией собралось около 650 комментариев. Мнения горожан серьезно разделились. Одни считают, что трамваи городу не нужны, а другие, наоборот, яростно отстаивают их возвращение.
Тюменский урбанист Клим Новодольнов, ранее высказывавшийся по поводу новой развязке на Мельникайте, попытался проанализировать, почему жители города так негативно относятся к идее трамваев, и разобрал три основных мифа о них. Читайте его колонку ниже:
Мнение мэрии
11 сентября 2020 года на 72.RU вышла статья с сенсационным заголовком: «У него большая провозная способность»: в мэрии рассказали, где в Тюмени должен появиться трамвай. Сама статья — это пересказ мнения и пары цитат замглавы городского Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгения Ташланова. Из этих слов можно сделать два тезиса:
В мэрии есть люди, которые что-то понимают, видят проблему и ищут современные способы их решения;
Когда и каким будет этот трамвай, пока не ясно для самой администрации.
Мнение горожан
К этой статье на текущий момент написали свыше 650 комментариев. Предлагаю разобрать самые интересные и развенчать несколько мифов о трамвае.
Если делать сводку негативных и нейтральных комментариев, то:
У людей есть представление о трамваях, как о архаике, которой нет места в XXI веке;
Люди не доверяют властям (что легко можно понять);
Людям кажется, что для трамвайной инфраструктуры у нас слишком узкие дороги;
Есть запрос на «футуризм» или же на внедорожные рельсы;
Люди хотят метро.
Давайте развенчивать мифы по очереди
Миф № 1: трамвай — это архаика
Сейчас в мире происходит трамвайный ренессанс. И вот почему. Трамвай, который строят в Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Дании, Швейцарии, США, Китае и продолжать можно очень долго, — это самый успешный современный общественный транспорт.
Миф № 2. В Тюмени слишком узкие дороги
Тут нужно сделать отступление про пропускную и провозную способности.
Пропускная способность — количество транспортных средств, которые теоретически могут проехать по дороге за промежуток времени.
Провозная способность — количество человек, которые теоретически могут проехать по дороге за промежуток времени.
Что получится, если увеличивать пропускную способность?
Ширина дороги — это интуитивно понятный показатель её пропускной способности. Логика проста — шире дорога => больше полос => больше машин может проехать. Пользуясь этой логикой, богатые города, борющиеся с пробками, превратились вот в это:
«Расползание» города по большой площади, строительство магистралей в самой их середине и стремительная автомобилизация, приводящая к ещё большему строительству дорог. В таком городе не могут полноценно жить люди, которые не могут по разным причинам пользоваться автомобилем. Про качество воздуха и пробки даже стыдно говорить.
Что получится, если увеличивать провозную способность?
При сохранении ширины дорог увеличивается их полезное свойство — перемещать людей. Пустив по городу скоростной трамвай в две полосы, вы замещаете этим магистраль в 14 полос.
После 60-х годов во всём цивилизованном мире к людям пришло осознание, что решать проблему городских пробок, увеличивая пропускную способность, а не провозную, не имеет смысла. Таким образом вы стимулируете автомобилизацию, которая и наполняет новые дороги автомобилями, стоящими потом в новых пробках на новых магистралях.
Если же город стимулирует человека сесть в трамвай или автобус, то он автоматически вынимает один личный автомобиль из городского трафика. Если трамвай станет привлекателен, стабилен в интервалах приезда, удобен и быстр для сотен тысяч горожан, то дорога станет свободнее даже при меньшем количестве полос. Те же, кто остался в своём автомобиле, не будут стоять в пробках. Хорошо в итоге всем.
Когнитивное искажение
Тюменцам кажется, что в городе слишком узкие для трамвая дороги, потому и только потому, что общественный транспорт не справляется с пассажиропотоком в часы пик. Стоит всё. Если у человека есть выбор, на чём ехать: на машине в пробке или переполненном автобусе в пробке, то он выберет авто, и только усугубляет ситуацию. И тогда человек абсолютно чётко понимает, что если сюда ещё и рельсы положить, то это превратиться в пробку на 3 часа. В этом и искажение. Дело не в самой дороге, а в том, что по ней едет.
Итог:
Если Тюмень будет идти по пути увеличения пропускной способности, то мы потеряем наш город. Он превратится в асфальтового монстра. И без машины вы не будете в нём человеком.
Если по пути увеличения провозной способности, то у нас просто появится скоростной трамвай и собирающие районные маршруты, ведущие к его остановкам. Дороги на некоторых участках, возможно, потеряют полосу, но в целом автомобилистам станет «легче дышать».
Миф № 3. Метро в Тюмени
Это скорее не миф, а несбыточная мечта. Для города миллионника сеть линий метрополитена — необоснованно дорогое предприятие.
Омск 30 лет пытается построить своё метро. В него уже вложено около 20 миллиардов рублей. На эти деньги город мог бы позволить себе трамвайную инфраструктуру по большей части города, депо и современные составы. Но горожане не имеют ни того, ни другого. Интернет наполнен статьями про нецелесообразность строительства метро в Казани, Екатеринбурге, Челябинске и других крупных городах. А Петербург и Москва стараются проводить трамвайные пути поверх линий метро, восстанавливать старые пути и в целом развивать инфраструктуру.
Вместо итога будет опрос.
Вы за или против трамвая в Тюмени?
Согласны с автором?