Тюменские таксисты столкнулись с новой проблемой: агрегаторы не дают им заказы и штрафуют тех, кто выходит на линию. Всё дело в новом законе, из-за которого водители должны регистрироваться в Федеральном реестре перевозчиков. Без этого работать в такси нельзя. Однако из-за огромного количества заявок срок обработки обращений от водителей кратно вырос и в итоге таксисты временно остались без работы. Теперь возмущенные водители собираются устроить пикет. Рассказываем, что происходит.
Еще в сентябре 2023 года в России вступил в силу закон, согласно которому водители обязаны регистрироваться во ФГИС «Такси». Без регистрации в реестре возить пассажиров нельзя. Сделано это было для того, чтобы навести порядок в профсфере. Например, теперь водителем не может стать человек с непогашенной судимостью за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Хоть закон и приняли в 2023 году, но из-за отсрочки действовать он начал лишь недавно, и теперь многие таксисты не могут взять заказы либо получают штрафы. Об этой проблеме редакции 72.RU рассказали сразу несколько тюменских таксистов.
По словам Анастасии, водителя такси, такую практику уже ввел «Яндекс» — один из популярных агрегаторов.
— Нас штрафуют внутренней валютой, из-за которой мы не можем получать
столько заказов и такой доход, который мы получали до этого. То есть если вчера я сделала за весь день, допустим, 40 заказов, то сегодня меня штрафанули на 40 баллов и за 2 часа я сделала один заказ. Потому что из-за понижения внутренней
валюты мне не даются заказы. Я не могу работать, — рассказывает водитель.
По словам женщины, зарегистрироваться в реестре она не может из-за длительного ожидания. Если изначально на включение в реестр отводилось 5 дней, то сейчас сроки выросли до 23 дней.
Помимо увеличения сроков, водители столкнулись с другой проблемой: по разным причинам водители и таксопарки получают отказы в регистрации. Например, один из таксопарков из 160 машин смог зарегистрировать только два автомобиля, по остальным ответ так и не пришел. Возмущенные водители утверждают, что собираются устроить пикет у здания ГУС (заявки на включение во ФГИС «Такси» в Тюменской области принимает Главное управление строительства. — Прим. ред.).
Впрочем, некоторые таксисты упрекают коллег в том, что процедуру включения в реестр можно было пройти в течение года, но многие не стали этого делать.
— Да просто люди хотели работать «в серую», чтобы не платить дополнительные налоги. С одной стороны, я их понимаю: сейчас таксопарки подняли комиссию с 3 до 5%, и «Яндекс» тоже — с 17 до 20%. То есть условно если заказ стоит 300 рублей, то я отдаю 75 рублей комиссии и еще 18 рублей налогов. Получается, что на руки выходит около 200 рублей, — рассказывает 72.RU Руслан.
По мнению мужчины, в реестре не регистрировались в основном те, для кого работа в такси не основной заработок, а подработка. И теперь они действительно не могут полноценно трудиться.
В Главном управлении строительства Тюменской области в разговоре с журналистом 72.RU подтвердили, что проблема действительно есть. Сейчас время ожидания решения о включении в реестр увеличено в связи с резким ростом количества поступающих заявлений. Начиная с сентября 2023 года в ГУС поступило 12 555 заявлений, из них примерно 2500 — с сентября 2024 года.
— И раз [пошел] большой вал [обращений], то отмечается действительно проблема со скоростью обработки. Уточняется информация в ГИБДД по автомобилям, уточняется информация по ребятам, которые подают как самозанятые, потому что у них не должно быть судимости. Например, судимость может быть одной из причин для отказа. Раз объем заявлений большой, поэтому да, срок рассмотрения заявления увеличен
достаточно серьезно, — сообщил пресс-секретарь ГУС Александр Гришаков.
Чтобы оптимизировать процесс обработки обращений, в ГУС создали специальный отдел разрешительной деятельности, который будет заниматься работой с перевозчиками.
В ведомстве уточнили, что подать заявление на включение в реестр можно как лично, так и через портал «Госуслуги». Услуга оказывается бесплатно. Но перед этим лучше проверить, не зарегистрирована ли машина во ФГИС на кого-то другого. Иначе придет отказ.
По словам Гришакова, чаще всего отказы приходят из-за того, что заявление оформлено неверно либо машина уже числится за другим перевозчиком. Также отказ придет, если водитель пытается зарегистрировать чужую машину без официального договора аренды.
В пресс-службе «Яндекса» журналисту 72.RU заявили, что компания сотрудничает с местными государственными органами, чтобы водители могли получать все необходимые документы как можно быстрее.
Необходимость включения в реестр — это не единственное нововведение в сфере такси. С 1 сентября все водители такси, помимо полиса ОСАГО, должны будут покупать у страховщиков еще и полис ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Эксперты считают, что из-за нововведения цены на перевозки существенно вырастут.
Кто не прав?