Работа общественного транспорта в Тюмени — возможно, входит в тройку самых обсуждаемых тем. Буквально всегда — зимой, весной, летом, осенью. Не имеет значения время года. Главное — жалоба на автобусы и маршрутки: то их приходится долго ждать, то не приходят вовсе; либо забиты до отказа, что глубоко вздохнуть невозможно. Причин для гнева множество.
В понедельник утром 23 сентября редакция 72.RU протестировала работу общественного транспорта: несколько наших корреспондентов отправились в разные отдаленные районы города (Док, Войновка, Тюменская слобода, Мыс, Ново-Комарово), чтобы оттуда добраться до центра. По пути они рассказали о своих ощущениях, описали обстановку и много чего еще. Следили за путешествием в онлайн-режиме.
Начинаем
Всем привет. Эту онлайн-трансляцию проведу я, Радик Енчу. Я не участвую в эксперименте и сегодня утром быстро доехал до редакции. Буду так же, как и вы, следить за происходящим. Присоединяйтесь и рассказывайте — откуда едете, на чем, какая обстановка на тюменских дорогах. Вот наш бот в мессенджере telegram — @news72ru_bot.
Тюменцы постоянно жалуются на работу общественного транспорта. Мы регулярно об этом пишем. Буквально несколько реплик от горожан.
— Автобус № 46 непонятно как ходит. Расписание на остановках и в приложении «Тюменский транспорт» идентично, но, судя по карте, всего две единицы на маршруте. Получается, что со стороны автовокзала вообще не уехать на Мыс. Приходится идти пешком до Мельникайте. Либо — с пересадками.
— Зачем вешают расписания автобусов на остановках, они совершенно не соответствуют. Это касается автобусов № 3, 16… Из Ямальского-2 можно стоять 1 час и не меньше. На выходных так вообще можно и не выходить на остановку. Их нет.
— В июле два раза за день приходила по времени на остановку «Тульская». Автобуса номер 88 так и не дождалась. Дозвонилась диспетчеру. Она сказала, что автобусы были, но с задержкой в 20 минут. Советовала дождаться.
Не отходим далеко и продолжаем публиковать претензии тюменцев к работе общественного транспорта. Еще одна проблема — логистика: в некоторые районы, где живут тюменцы, может ездить только один маршрут. Следовательно, если он идет не по расписанию (вторая проблема), приходится долго ждать.
— 88-й автобус утром не приезжает. Причем несколько рейсов подряд. А их у него — два в час. Уехать невозможно, альтернативы нет. По выходным такая же история. В будни стало проблемой просто добраться до работы.
— Не лучше ездит 55-й маршрут. Иногда с конечной с ДОКа не уедешь в центр. А это единственный автобус, который едет с ДОКа в центр. На ДОК по утрам не уедешь с остановки «ДК „Строитель“». Особенно по выходным. Ездят раз в 45 минут. И просто по 2 рейса могут не приехать по расписанию.
В этом году мы не первый раз проводим подобный эксперимент. В конце января, спустя почти месяц после введения транспортной реформы, наши журналисты попробовали добраться на общественном транспорте из разных районов города. Там были: 65, 84, 39, 80, 57Д, 52, 79-й. Что происходило, читайте в этом онлайне.
О жалобах написали. Теперь пора напомнить о причинах. Роман Шулепов, генеральный директор ТПАТП № 1, в интервью редакции 72.RU объяснял, почему автобусы не приезжают в указанное время.
— В первую очередь причина задержек связана с тем, что мы, как и многие работодатели в стране, столкнулись с острым дефицитом кадров. Особенно это касается водителей. Приносим искренние извинения, стараемся всеми силами перекрыть все важные направления, чтобы не появлялись большие пробелы в работе. Стараемся стабилизировать ситуацию.
В качестве причин ухода он называл поиск нового комфортного места работы с лучшими условиями, более высокой заработной платой.
О чем еще говорил Шулепов в интервью? Он пояснял, почему у водителей низкая зарплата.
— Мы, как огромное предприятие, вынуждены планировать бюджет очень тщательно, чтобы не принять на себя обязательства, которые не сможем выполнить. Существующая ситуация сформировалась таким образом, что предприятие может выплачивать зарплату в том объеме, который соответствует взятыми нами обязательствами. Очень надеемся, что в ближайшее время решение будет.
В начале сентября тюменские власти заявили, что поднимут зарплату водителям на 49%.
Приехали на Войновку
Наши журналисты потихоньку начинают выдвигаться в центр. Для этого Анатолий Кузнецов приехал на Войновку. Его путь начнется отсюда. А именно — с остановки «Улица Таллинская».
— Приехал на Таллинскую. Тут, конечно, ни расписания, ни какого-нибудь объяснения, что вообще сюда едет, — возмущается он.
Опубликуем еще один фрагмент беседы с Романом Шулеповым. Здесь говорим про стоимость проезда.
— Иногда звучит мнение, что увеличение стоимости проезда — это выход из ситуации. Это так? Или от этого больше негатива?
— Увеличение цены проезда безусловно увеличит доходность предприятия. Правильно заметили, что есть обратная сторона медали — это социальный эффект. Для одних это хорошо, а для других участников процесса — плохо. К этой теме лучше подходить с холодной головой и оценкой всех рисков. Перевозка пассажиров — это остро социальный процесс. Государство не оставляет его без внимания и очень плотно занимается им. Администрация ищет баланс между затратами, которые понесет бюджет, и платой, которую ставит за проезд для пассажиров.
— Но ведь рост цен же идет быстрее, чем увеличение цены за проезд. Раз в год стоимость растет на 1 рубль. Так понимаю, этого же недостаточно, чтобы поспевать за удорожанием топлива, запчастей?
— Соглашусь. Нам, как хозяйствующему субъекту, конечно, хотелось бы, чтобы рост нашей доходности соответствовал увеличению затрат — приобретение топлива, закупка запасных частей, формирование фонда оплаты труда, привлечение работников, достойного уровня, который запрашивают наши пассажиры.
А вы уже выехали на работу? Как добираетесь? Расскажите нам. Пишите в наш telegram-бот — @news72ru_bot.
Добрались до Тюменской слободы
В эксперименте принимает участие еще один наш журналист — Никита Кифорук. Он приехал в Тюменскую слободу. Сейчас стоит на остановке «Губернская». Вместе с ним — еще порядка десяти человек. К ним подъехал пустой 89-й маршрут.
Пока Никита находится в Тюменской слободе, он поговорил на остановке с жителями этого района. Собеседники пожаловались ему на маршруты № 3 и 16.
— № 16 и «тройка» — с ними проблемы. Могут вообще не приехать, только 39-й ходит хорошо, — рассказывает пенсионерка.
Анатолий Кузнецов всё еще находится на Войновке. Теперь он переместился на остановку «Улица Энергостроителей».
— Сейчас людей не так много, но обычно больше. И так на каждой почти остановке на пути автобуса, — рассказала ему женщина.
Приехали на Мыс
Перенесемся в район Мыс. Здесь находится наш журналист Анастасия Малышкина. Она побеседовала у остановки «ЖК „Звездный городок“» с местной жительницей. Та ей поведала, что важный для нее 40-й маршрут ездит очень редко — раз в час.
— Естественно, что народ собирается в это время, и огромный поток людей утром уехать просто не могут. Идти на альтернативную остановку — «На автобазу 100» — там «двадцатки» — с ними такая же картина. Люди возмущаются: либо рано на работу приезжают, либо с опозданием, — рассказывает тюменка.