Дороги и транспорт фоторепортаж Вместо пассажиров — имитация. Фоторепортаж из цеха, где собирают новый российский самолет МС-21

Вместо пассажиров — имитация. Фоторепортаж из цеха, где собирают новый российский самолет МС-21

На финальной стадии сейчас находятся шесть лайнеров

Вместо пассажиров — имитация. Как в Иркутске собирают новый российский самолет МС-21 — фото из цеха авиазавода

Иркутский авиационный завод, который с недавних пор является филиалом ПАО «Яковлев» и входит в госкорпорацию «Ростех», в 2024 году отмечает 90-летний юбилей со дня основания. За это время выпущено более 8 тысяч самолетов, их поставляли в 40 разных стран. Сегодня на заводе выпускают не только боевые истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты Як-130, но и пассажирские среднемагистральные лайнеры МС-21, которыми Иркутск по-настоящему гордится. В честь своего юбилея авиазавод показал цех, где собирают иркутскую ласточку. Наши коллеги из IRCITY.RU делятся уникальными кадрами.

Цех сборки МС-21 имеет номер 277. Здесь наши лайнеры приобретают законченный вид
Сейчас в нем находится шесть самолетов в разной степени готовности. В целом же завод обеспечен заказами на выпуск МС-21 на 10 лет вперед
Масштаб цеха 277 впечатляет. Только посмотрите, какой он огромный. Мощности Иркутского авиазавода рассчитаны на выпуск 36 самолетов в год
Как минимум два лайнера уже окрашены в белый цвет, имеют фирменные ливреи, а еще — номера
Вот этот — самолет номер 005
Рядом с самолетами в высокой степени готовности стоят вот такие таблички, которые гласят, что инженеры вовсю тестируют лайнеры
У них открыты двигатели, чтобы можно было что-то оперативно посмотреть, настроить или исправить
Чем, собственно, и занимаются сотрудники цеха

МС-21 оснащен отечественным двигателем ПД-14. Его изготовили и установили в лайнер в рамках импортозамещения. Собственно, из-за этого в том числе серийное производство наших иркутских ласточек сдвинулось на несколько лет. Первые самолеты получит «Аэрофлот»

Композитные крылья тоже стали выпускать в России в рамках программы импортозамещения. Габаритные лампочки светятся так, будто лайнер вот-вот пойдет на взлет
Шасси для МС-21 тоже выпускают в России

Несмотря на санкции и многие другие сложности, работа над МС-21 в стенах авиазавода не останавливается

У этого самолета еще не хватает многих элементов
Даже крыло собрано пока не до конца
Запчасти для МС-21 хранятся тут же в цехе неподалеку, чтобы их можно было установить в любой нужный момент
Вот еще один лайнер — у него пока отсутствует нос
А это — сотрудники цеха, которые делают всё возможное для того, чтобы наша иркутская ласточка скорее полетела
Вот тут парни дорабатывают крыло
Тем временем в другом лайнере специалисты смотрят, как работают датчики
Приборная доска местами даже заклеена пленкой. Видно, что тут всё совсем новенькое
А так выглядит салон опытного образца. Пока что он не такой, каким его задумали производители. Вместо сидений — вот эти желтые платформы, которые имитируют нагрузку как от кресел с пассажирами. Всё оснащено датчиками, с помощью которых инженеры проверяют, всё ли исправно
Парочка инженеров наблюдает, как идут испытания, и обмениваются информацией с коллегами внутри самолета
У сотрудников цеха еще много работы, чтобы в 2025 году первые самолеты поступили в парк заказчиков. С «Аэрофлотом» заключен контракт на 18 лайнеров, аванс уже внесен
В здании Иркутского авиазавода есть музей истории предприятия, в котором тоже имеется моделька МС-21
В витринах выставлены модели самолетов, которые когда-либо выпускал Иркутский авиазавод
А на улице на открытой площадке стоят те самые самолеты, выпущенные авиазаводом. Лайнеры настоящие, они уже отслужили свое и теперь стали экспонатами музея
Боевой истребитель Су-30. Их Иркутский авиазавод поставляет в Индию

А это — МиГ-23УБ. Такие самолеты авиазавод выпускал с 1970 по 1985 год

Комментарий эксперта

Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен, что портфель заказов у Иркутского авиазавода сейчас большой, и в первую очередь — за счет боевых самолетов, которые требуются в связи со спецоперацией на Украине. Но и гражданская авиация тоже сейчас наращивает объемы производства, так как России нужны свои лайнеры.

— Следующий год должен быть знаковым. Хотим мы или нет, рано или поздно у нас будут выпущены несколько первых самолетов МС-21. Вы и сами видели: фюзеляжи стоят, крылья уже привезли с Ульяновского авиазавода. На то, чтобы собрать это всё, времени нужно не очень много, за год можно успеть легко. Дело в другом. Сейчас идут испытания отдельных систем, получение сертификатов, этот процесс может затянуться, — уверен Владимир Попов.

Причин, по словам эксперта, на это несколько. Главная заключается в том, что во время испытаний могут проявиться технические нестыковки, о которых никто не подозревал.

— Могут быть выявлены проблемы, которых технологи не предполагали, а летчики не видели просто потому, что не было еще всё это собрано в железе. МС-21 еще толком не летал с этими импортозамещенными комплектующими и отдельными системами. Это всё было спроектировано, но на практике еще не опробовано, так что нужно быть готовыми к тому, что результат испытаний будет отрицательным. Но мы будем надеяться, что всё пройдет благополучно, — добавил эксперт.

Владимир Попов считает, что поставки первых самолетов МС-21 будут иметь принципиальное значение для нового главы Минпромторга России Антона Алиханова, который пришел на смену Денису Мантурову. Ведомство курирует производство МС-21, и новому министру важно не ударить в грязь лицом.

— Мантуров хоть и с повышением, но ушел из Минпромторга. Ему на смену назначен новый человек, которому важно доказать свою работоспособность и профпригодность. Помимо прочего, именно МС-21 будет являться таким доказательством. Первые шесть машин в принципе этой осенью или зимой уже должны будут начать летать, то есть заводские испытания после сборки вот-вот начнутся. Это логично и правильно. Но вот выпустить десяток или тем более 20 самолетов в следующем году не получится однозначно, — поделился мнением Владимир Попов.

По оценкам эксперта, предел 2025 года — шесть или максимум восемь лайнеров.

— 2025 год должен охарактеризоваться тем, что мы все-таки выдадим на-гора первые самолеты и любой ценой передадим их авиакомпаниям. Думаю, не какой-то одной, не «Аэрофлоту» или «ЮТэйру», а сразу нескольким, чтобы они смогли на них полетать, опробовать и посмотреть, какую экономику они покажут в работе. Одно дело — расчеты, это моделирование. Другое дело — практика, — рассуждает собеседник.

Кроме того, по мнению Попова, у отечественной авиаотрасли в целом и у МС-21 в частности есть проблема с кадрами.

— Авиакомпаниям нужно подготовить целый пул специалистов: инженеров, конструкторов, летный состав. Кто-то же должен будет на новых самолетах летать, обслуживать их, делать мелкий ремонт и прочее. У авиакомпаний это хромает. Они гонятся за прибылью, живут сегодняшним днем и не думают про завтра. Им бы стоило уже сейчас готовить инженерно-технический состав, пилотов, чтобы они учились летать на тренажерах, чтобы, как только они получат самолеты, кадры были к этому готовы, — обращает внимание Владимир Попов.

Собеседник говорит, что к выпуску 36 самолетов МС-21 в год, то есть примерно одного самолета в неделю, Иркутский авиазавод будет готов примерно через 10 лет. На то есть объективные причины — спецоперация и потребность нашего государства в боевых самолетах.

— Думаю, что СВО не закончится завтра. Скорее всего, она не закончится в ближайший год, а если Запад продолжит помогать Украине, то конфликт может затянуться на 10 лет, как это было в Афганистане или на Северном Кавказе. Поэтому, хотим мы того или нет, но давление на экономику продолжится, а еще мы будем в первую очередь выпускать самолеты Як-130 или Су-30 и только потом — гражданские лайнеры, — уверяет Владимир Попов.

Собеседник считает, что западные санкции, несмотря на все сложности, в конечном счете положительно повлияют на российское авиастроение.

— Иначе мы бы не проснулись от этой спячки и в итоге получили бы потом очень сильный нокдаун. Сейчас нас чуть-чуть по морде стукнули и по батарее повозили. Но благодаря тому, что еще не все потеряно, мы сможем нагнать упущенное, — убежден Попов.

Также, по словам заслуженного летчика России, иркутскую ласточку стоит переименовать, потому что нынешнее название — МС-21 — абсолютно не говорящее ничего о том, что это за самолет.

— МС-21 — это обезличенный самолет. Его надо было назвать Як-142 или 242. Ведь этот самолет сделан на базе конструкции, придуманной Яковлевым. А эта фамилия известна во всем мире. По долгу службы я часто бывал за границей: в США, Канаде, на Аляске, много где еще. Там с уважением относятся к Илюшину, Туполеву, Яковлеву, Антонову. Эти фамилии там на слуху, сконструированные ими самолеты там знают все, даже наши заклятые друзья-американцы признают, что наши самолеты — очень хорошие. А что такое МС-21? Среднемагистральный самолет XXI века. Это ни о чем не говорящее название, нужно его переименовать, — убежден Владимир Попов.

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.

Первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Всего к 2030 году планируется поставить 270 МС-21, которые собирает иркутский авиазавод. Перенос сроков связан с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации.

Весной 2024 года власти объяснили, с чем связаны задержки в производстве МС-21. В «Ростехе», в частности, говорили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. Однако в глобальном смысле отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.

«Аэрофлот» планирует получить первые самолеты МС-21 в сентябре 2025 года. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Две королевы в тюрьме «мужского мира». В Тюмени покажут драму по пьесе Шиллера — стоит ли ее смотреть
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
«Все скупают масло и сыр»: кондитер из Тюмени — о том, что будет со стоимостью тортов
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления