

В России за последнее время участились случаи ДТП с участием водителей общественного транспорта. Это приводит к трагическим последствиям. Ровно месяц назад в Санкт-Петербурге автобус пробил ограждение и упал в реку Мойку с Поцелуева моста. Погибли семь человек. По данным следствия, водитель автобуса в течение нескольких дней не имел необходимого времени для отдыха. Трагедия вызвала широкий резонанс в обществе. В этой авторской колонке Сергей Кугаевский, председатель Союза автотранспортников Тюменской области и директор Тобольского ПАТП, рассуждает об условиях труда водителей, в чем заключаются проблемы и как их решать. Далее — от первого лица.
Причины ДТП — переработка водителей
Несколько происшествий:
10 мая 2024 года автобус в Санкт-Петербурге пробил ограждение и упал в Мойку. Погибли семь человек;
15 мая 2024 года в Златоусте уснул водитель трамвая, пострадали два человека;
26 мая 2024 года водитель маршрутного автобуса «Питеаравто» уснул в Новокузнецке, травмированы 9 человек.
Для меня очевидно, что причины всех ДТП — нарушения режима труда и отдыха водителей — так называемая переработка.
Возьмем первую ситуацию с упавшим в Мойку автобусом. Со слов супруги водителя, он отработал 20-часовую смену, отдохнул 5 часов и вновь отправился на работу. Конечно, супруга могла преувеличить, следствие разберется. Но то, что в компании были нарушения в режиме труда и отдыха, я уверен на 100 процентов. Уверен, так как ежедневно общаюсь с коллегами и положение дел и в регионе, и в России, знаю не понаслышке. Думаю, уставший водитель уснул за рулем, а проснувшись, не понимая реальности, выкрутил руль и сбил ограждение.
Водителей не хватает: слишком высокая нагрузка и низкая зарплата
Для меня также очевидно, что причина переработки — острейшая нехватка водителей в российских ПАТП из-за несоответствия физической и психической нагрузки с размером зарплаты.
Оплата труда водителя автобуса большого класса в Тобольске должна составлять около 110 тысяч рублей. Расчеты в свое время выполнил Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, а Правительство РФ обязало региональных чиновников учитывать это при расчете цен контрактов. Дорого? Да, но при этом есть уверенность, точнее, надежда, что лучшие водители отрасли придут на самую ответственную должность.

Почему все же надежда, а не уверенность? Чиновники, ответственные за финансирование отрасли, считают, что данные суммы до водителей не дойдут, их разворуют предприниматели и директора. И в нарушение законодательных норм устанавливают в разы меньшую заработную плату.
Так, в Тюменской области зарплата водителя автобуса — около 65 тысяч рублей. А с учетом дисконта, связанного с припиской пассажиров, до водителя реально дойдет около 40–50 тысяч рублей. Что это: забота о бюджете или преступление против наших детей, пенсионеров, врачей — наших пассажиров? Для меня ответ очевиден.
Как результат — отток кадров, неисправные автобусы, сорванные рейсы, а главное, переработка.
Более ответственные перевозчики просто не выполняют рейсы. Как пример — Екатеринбург, где ежедневно из-за отсутствия водителей простаивает до 25% автобусов, а компании с меньшей (или большей?) социальной ответственностью идут на нарушение закона, направляя своих водителей на сверхурочную работу.
В Тюменской области — проблемы с кадрами
А что у нас в области? Чуда нет. Практически в каждом транспортном предприятии проблема с кадрами. Рекордсмен, естественно, крупный муниципальный перевозчик — Тюменское ПАТП с заявленным дефицитом 150 водителей, аналогичная картина у всех. В городах хуже, в райцентрах чуть получше.

Часть предприятий, нарушая закон, платят серую зарплату. Есть и те, кто часть экономии от налогов направляют на зарплату. Этим несколько выправляют ситуацию, но только у себя. Недобросовестные должники и алиментщиками выбирают по понятным причинам такие предприятия. Этим дополнительно ухудшают положение предприятий белой налоговой зоны.
Парадоксально, но в России неоднократно откладывается ввод тахографов на городских регулярных перевозках. Чудно, но получается, что водителю ведомственного автобуса, выполняющего, как правило, рейс утром и рейс вечером, тахограф нужен. А рейсовому автобусу, совершающему в день до 20 рейсов — нет.
Такая практика в первую очередь устраивает органы власти, отвечающие за организацию перевозок. При скрытой проблеме платить можно меньше, а в случае ДТП всегда найдется стрелочник — водитель и его руководитель.

Руководители ПАТП надеются, что их беда минует… автобус упадет в Мойку, а не в Иртыш. Но в том, что такое будет происходить и дальше, никто не сомневается.
Что делать?
Что делать? В первую очередь — не отчаиваться, решения есть.
На федеральном уровне:
ввести уголовную ответственность для чиновников-организаторов перевозок за занижение расчетного уровня зарплаты водителя, если вследствие переработки произошло ДТП;
незамедлительно ввести тахографы на городские маршруты и такси;
принять законы, предусматривающие налоговую и уголовную ответственность для предпринимателей за серую заработную плату;
внести изменения в контрактную систему. К аукционам допускать только компании с устойчивым финансовым положениям, необходимым количеством автобусов, водителей и белой оплатой труда;
разрешить работу мигрантов на пассажирских перевозках.
На региональном уровне:
прекратить манипулировать заработной платой водителей при заключении контрактов на пассажирские перевозки;
совместно с налоговой, транспортной инспекцией, прокуратурой ликвидировать подрядчиков «серой налоговой зоны» и нелегальных перевозчиков;
организовать обучение водителей автобусов в ПТУ;
поставить задачу повышения качества пассажирских перевозок, увеличения доли общественного транспорта. Мониторить удовлетворенность пассажиров.
А что же делать мне и моим коллегам? Стараться не нарушать режим труда и отдыха водителей. По возможности — увеличить оплату труда водителя. Хотя бы на автобусах, выполняющие ночные рейсы, ставить антисонное оборудование. И бить во все колокола!
Мы регулярно рассказываем о проблемах, связанных с общественным транспортом. В январе мы публиковали мнение Нугумана Залялятинова, председателя тюменского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Он тоже сетовал на кадровый дефицит, маленькие зарплаты и транспортную реформу, которую провели невовремя.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.