С начала года, после того, как в Тюмени заработал пересадочный тариф, с общественным транспортом города стало происходить что-то неладное. После изменений на маршруты посыпались кучи жалоб от горожан: отсутствие автобусов, долгое ожидание, отставание от графика и банальное неудобство.
Мы решили провести эксперимент и самим протестировали проблемные рейсы. Утром, в час пик, журналисты нашей редакции поехали на работу на автобусах и маршрутках из разных районов. В этой онлайн-хронике я, Дарья Макеева, вместе со своими коллегами рассказывали о том, с какими трудностями приходится сталкиваться многим горожанам ежедневно.
Как работает пересадочный тариф?
Напомним, что с 1 января начал действовать новый тариф в общественном транспорте. У пассажиров есть возможность в течение часа сделать одну бесплатную пересадку на другой автобус. То есть вы платите один раз за поездку, а дальше в течение 60 минут можете пересесть на другой маршрут. Правда, для этого понадобится карта «Тюменской транспортной системы» (карта ТТС).
Какие еще особенности есть у тарифа — отвечали в карточках.
Изменения маршрутов
Пересадочный тариф — не последнее новшество в транспортной системе города. Изменились и некоторые маршруты. Чтобы не путаться, мы сделали для вас карточки маршрутов № 15, 21, 39, 47д, 49, 53, 54, 54д, 60, 79, 80, 80д.
Кто и откуда поедет?
Итак, совсем скоро наши журналисты отправятся в экспериментальное путешествие из разных районов города на работу. Кратко расскажем, кто на чем и откуда поедет в центр:
Катя Бурлева поедет в офис из района Лесобазы на 84-м маршруте. На эти маршрутки часто жаловались люди: маршруток не хватает и из-за этого в транспорт невозможно зайти, горожанам подолгу приходится ждать следующую машину.
Настя Малышкина из Зареки попытается доехать на маршруте № 39, который следует с улицы Созидателей (Тюменская слобода. — Прим. ред.) до СК «Здоровье». В администрации решили оптимизировать схему движения и сократить путь автобусов по центру. Однако новшества оказались неудобными, по мнению жителей, и вот почему.
Артур Галиев будет штурмовать маршрутки № 80, которые едут из Лесного. На работу этого маршрута было много жалоб от жителей этого района. С начала года к ним перестали ездить автобусы № 15 и остался всего один 80-й маршрут. Но вместо девять машин, на линии замечали лишь две. После возмущений горожанам вернули 15-й автобус. Посмотрим, что изменилось.
Настя Жердина будет ждать маршрутку № 57Д. Водителей маршрута тюменцы обвиняли в высокой цене проезда. Вместо 31 рубля снимали 40 рублей.
Радику Енчу достался маршрут № 65, который едет из Суходолья в Степное. Дорога корреспондента начнется из Ново-Патрушево.
Как работают 52-й и 79-й маршрут будет проверять Никита Кифорук. Маршрутка № 79 с начала года изменила схему движения: добавились остановки «Рыбокомбинат», «Горводоканал» в обратном направлении. А также исключили восемь других остановок.
Кто отвечает за маршруты?
Пока вы ждете автобус или уже едете, кратко рассказываем, кто выиграл госконтракты на перевозку наших душ в общественном транспорте.
Маршрут № 65 обслуживает компания «Тюменьавтотранс», которой руководит Сергей Галимов. Всего у организации два контракта на 162,4 миллиона рублей. Она отвечает также еще за 13 маршрутов. Что касается финансовых показателей в 2022 году: выручка — 7,3 миллиона рублей, чистый убыток — 4,6 миллиона.
За маршрутки № 80 и 80Д отвечает компания «Тюменьавтолайн», которой владеет Юлия Плесовских, а руководит — Владимир Гороховцев, депутат Тюменской городской думы. У компании заключен один контракт на 111 миллионов рублей.
Маршруты № 79 и 84 обслуживает «Караван-авто». Компания принадлежит предпринимателю Евгению Павеликину, у которого есть еще одна организация, — она занимается предоставлением услуг такси бизнес-класса. «Караван-авто» в 2022 году отчитался о выручке в 220 миллионов рублей при чистой прибыли 1,4 миллиона рублей.
«Автолинии» отвечают за работу маршрута № 52. У компании один контракт на 188 миллионов рублей. В 2022 году организация отчиталась о выручке в 47 миллионов рублей и чистой прибыли в 5,5 миллиона.
Индивидуальный предприниматель Андрей Савельев обслуживает семь маршрутов, один из которых — № 57Д. У него один контракт на 86 миллионов рублей. Всего работы с государственными контрактами принесли предпринимателю 103,8 миллиона рублей.
Самым крупным подрядчиком пор перевозке тюменцев стала компания АО «ПАТП № 1», ей принадлежит маршрут № 39. Конечный владелец перевозчика — город. Руководит компанией Роман Шулепов, который до этого работал в городской администрации ведущим специалистом.
Подробный разбор, кто и за что отвечает, можете найти в предыдущем тексте.
Напомним, что часть маршрутов с нового года и вовсе отменили, в этот список попали:
№ 11Д, следовавший от остановки «6 км Старого Тобольского тракта» до «Дом Обороны». При этом автобус № 11 по-прежнему ходит;
№ 26, следовавший от остановки «Областная библиотека» до «Мебельной фабрики»;
№ 66К, следовавший от остановки «Областная библиотека» до «с/о Яровское». При этом маршрутка № 66 всё еще ходит;
№ 71Д, следовавший от остановки «Государственный Аграрный Университет» до «ул. Московская», При этом осталась маршрутка № 71;
№ 73Д, следовавший от остановки «Железнодорожный вокзал» до «Бульвар Бориса Щербины». Маршрутка № 73 при этом осталась.
О реформе в Тюмени не раз высказывались жители города, сами работники транспорта рассказывали об условиях трудах и сложностях, которые появились за последние пару лет. Почитайте мнение председателя тюменского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Нугумана Залялятинова. Он рассказала о проблемах, которые есть внутри сферы. То, как должна работать вся система пересадочного тарифа, разобрал урбанист Аркадий Каюгин.
Наши корреспонденты уже выдвинулись к своим точкам отправления. Первым в назначенное место приехал Радик Енчу. Его задача — доехать из Ново-Патрушево на 65-й маршрутке. Пока все машины прибывают вовремя, а на остановке немноголюдно.
— Я приехал на остановку «Стоматологическая поликлиника № 3». Я тут ни разу не был. Что меня удивило — отсутствие остановочного комплекса. Поэтому спросил у женщины, едет ли отсюда 65-й автобус. Она ответила положительно и сказала, что он ездит с интервалом около 20 минут, а нареканий никаких нет — «хорошо ходит». Буквально после этого приехала маршрутка. Скорее всего, женщина ошиблась, говоря про временной интервал. На сайте «Тюменьгортранса» указано, что автобус ездит чаще, — рассказывает наш корреспондент.
А вот и еще один журналист на финишной прямой к остановке. Через несколько минут она будет на месте.
— Привет! На связи Екатерина Бурлева. Этим утром лично выясню, насколько хорошо курсирует маршрутка № 84. Если верить расписанию в мобильном приложении «Транспорт», в промежутке с 07:00 до 09:00 на остановке «Улица Западносибирская» маршрутки должны остановиться больше 10 раз. Допустим, я намереваюсь уехать с этой остановки в центр города в 07:48. Если и вы этим утром едете отсюда, и вам есть, что рассказать про этот маршрут — подходите, побеседуем (ищите девушку в длинной светлой куртке), — пишет журналист.
Людей на остановке в Ново-Патурешево, откуда поедет Радик Енчу, становится больше. В транспорт попасть труднее, но плюс, что маршрутка приезжает пустой.
Тем временем Анастасия Жердина отправляется в «Андерсен Парк». Правда, дорога туда выглядит немного мрачновато.
— Пройду пешком до остановки, судя по карте, мой путь займет примерно 15 минут, и попробую уехать в центр. Планирую сесть на 39-й автобус, — пишет журналист.
Настя Жердина продолжает свой рассказ, пока идет в «Андерсен Парк».
— Вот за лесом светится как раз «Андерсон парк». Людям, которые не хотят идти на остановку «Преображенский» на Московском, а им нужна, например, 45-я маршрутка или 89-й автобус, они идут через вот этот лес по обычной протоптанной тропинке без освещения. Метров 200 на конечную в Тюменскую Слободу по улице Созидателей. И ходят через этот темный лес школьники, — передает журналист.
Артур Галиев тоже на месте. Он поедет из микрорайона «Лесной».
— Здесь № 80 автобус смиренно ждет пассажиров. Пока внутри несколько человек, — рассказывает Артур. — Автобус уехал по расписанию в 07:49. Следующий 80-й будет в 08:07.
Настя Малышкина тоже уже на месте. Она выезжает из Зареки и пока ждет 39-й маршрут возле библиотеки Пушкина, общается с людьми. Вот, что говорит одна из местных жительниц Марина.
— Очень плохо 39-й ездит с 1 января. Изменили маршрут, он не стал заезжать в центр, в районе цирка. Практически в центр этого города ни на чем не доехать. Всё битком, битком. А до этого было прекрасно. Я прямо садилась даже на свободные места. Пересадочный тариф в целом работает, но я им не пользуюсь, потому что у пенсионеров бесплатный проезд, — рассказывает Марина.