С первого января в Тюмени ввели пересадочный тариф. Часть маршрутов сократили, часть убрали — зато можно воспользоваться одной бесплатной пересадкой в течение 60 минут. Жители города в социальных сетях выражают недовольство нововведениями — и стоят на остановках в ожидании своего автобуса. А как вообще должен действовать пересадочный маршрут? Урбанист Аркадий Каюгин рассказывает и показывает на живом примере, как это работает. Ниже — от первого лица.
С начала 2024 года в Тюмени почти незаметно произошла транспортная реформа: был введен автобусный тариф с одной бесплатной пересадкой, а часть маршрутов существенно сократилась. Не все пассажиры успели оценить нововведение, но в социальных сетях уже достаточно негативных комментариев.
Введение бесплатных пересадок и «выпрямление» маршрутов — это те темы, которые мы среди прочих обсуждали на встрече «Городских проектов» с департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта 24 февраля 2021 года. И вот дело сдвинулось.
Но почему же появляются недовольные? Тут есть два ответа. Во-первых, это свойство человеческой психики. У вас был прямой маршрут от дома до работы, и вдруг его сокращают так, что приходится ехать с пересадкой. Кто угодно будет недоволен. А во-вторых, при внедрении нововведений допущено немало ошибок. Разберемся и с первым, и со вторым.
Сначала теория. Почему же маршрутная сеть с пересадками выгоднее даже тем, у кого был прямой маршрут? Разберем на примере из книги Джаретта Уолкера «Human Transit» в переводе екатеринбургского урбаниста Владимира Злоказова. Допустим, у вас три района и три точки притяжения. Чтобы соединить каждый район с каждой их трех точек притяжения, нужно девять маршрутов.
Допустим, количество автобусов в парке таково, что время между рейсами составит 30 минут, а среднее время ожидания, соответственно, 15 минут.
Теперь рассмотрим другой вариант — с пересадками.
Вместо девяти маршрутов организуем три, которые будут пересекаться в одной точке. Если общее количество автобусов в парке не изменится, то время ожидания сократится с 30 до 10 минут. Пусть для ровного счета время движения прямого маршрута — 20 минут, а время до пересадки — 10 минут. Подключаем математику и получаем, что с пересадкой до места назначения можно добраться быстрее.
Итого с пересадкой получается быстрее. Чем больше «конечных» остановок, тем больше получается выигрыш во времени при организации маршрутной сети с пересадками.
Что же нужно, чтобы пересадки действительно заработали? Для начала нужны те самые пересадочные хабы, или остановки, в которых будет пересекаться большинство маршрутов.
Рассмотрим пример. Маршрут № 61, появившийся недавно. Заявленный интервал движения в час пик — 40–45 минут.
Казалось бы, классический подвозящий маршрут. Но куда он подвозит? Всего из аэропорта Рощино в город ходит 5 маршрутов с интервалом движения в час пик 20–30 минут. Можно ли эту остановку считать пересадочным хабом? Очевидно, нельзя. Другое дело — остановка «Дом обороны». Здесь пересекаются 15 маршрутов с интервалом движения от 4 минут. Это уже похоже на пересадочный хаб. Для того чтобы маршрут № 61 заработал, нужно хотя бы два автобуса и продление маршрута до остановки «Дом обороны».
Вторая проблема, которая так и не была решена при введении пересадочных маршрутов, — это создание каркасных или магистральных маршрутов, соединяющих основные пересадочные хабы и районы города. Это должны быть прямые и быстрые маршруты. Идеально для этих целей подходит трамвай или хотя бы метробус. Но для начала сгодятся и обычные вместительные автобусы. Главное, чтобы сами каркасные маршруты были максимально прямые, быстрые и с минимальным временем ожидания. Из всех существующих маршрутов на каркасный наиболее похож маршрут № 25. Маршруты № 10 и № 35, которые изначально задумывались как экспресс-маршруты, не попадают под определение каркасных из-за слишком большого интервала движения.
Для того чтобы полноценно разделить маршруты на подвозящие и каркасные, нужно пересмотреть и подход к тарификации пересадок. Сейчас бесплатной является только одна пересадка. В полноценной пересадочной схеме бесплатными являются все пересадки в течение определенного времени, чтобы можно было по одном билету проехать на районном, каркасном и снова районном маршруте из любой точки города в любую другую. Надо ли говорить, что такая возможность должна быть и у школьников со студентами.
Резюмируем. Введение бесплатных пересадок и попытка разделить маршруты на подвозящие и магистральные — дело, несомненно, хорошее. Но чтобы всё заработало и все поехали, нужно еще ой как постараться.
Все новости о транспортной реформе в Тюмени — о том, какие маршруты убрали, как это сказалось на жителях — можно прочитать по этой ссылке.
Уже успели воспользоваться пересадочным тарифом?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.