В Тюмени и области водители испытывают проблемы с заправкой метановым топливом. На единственной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции города постоянно возникают очереди: тюменцы часами стоят в пробке, чтобы «залить» газ. Среди таких ожидающих обычные водители легковых машин и общественного транспорта, а также владельцы большегрузов, которые едут с Урала на север. Проблема с метановыми заправками в Тюменской области — не нова, мы уже рассказывали об этом. Но пока она никак не решается. Когда же в регионе появятся новые точки заправки метаном?
Дефицитный метан
В Тюменской области всего две метановые заправки. Употребление частицы «всего» здесь уместно, потому что по сравнению с другими регионами Уральского федерального округа так оно и есть. Одна такая заправка находится в Тюмени, вторая — в Тобольске. Больше всего АГНКС имеется в Свердловской и Челябинской областях, но даже в соседних округах — ХМАО и ЯНАО, где численность населения в разы меньше, и то заправок больше.
Заправки в соседних регионах расположены не только в административных центрах, но и в небольших городах: Ивделе, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Нижнем Тагиле, Златоусте, Карталах, Магнитогорске, Миассе, Шадринске. Представить, что на трассе из Тюмени в Тобольск или Ялуторовск появится такое же количество автозаправок с метаном, пока очень сложно.
Программа, которой у нас нет
В России существует программа развития газомоторного топлива. Одним из пунктов является стимулирование автомобилистов переходить на природный газ. Помимо этого, необходимо развивать соответствующую инфраструктуру в регионах. В госпрограмму внесены уже десятки субъектов, однако нашего региона там еще нет.
«Программа по стране идет несколько лет. Только у нас в Тюменской области тормоза сидят, — высказывает свое мнение в разговоре с корреспондентом 72.RU автомобильный активист Сергей Волошин. — Абсолютно все экспериментальные законы, нормы и правила проводятся у нас в регионе, но только не распространение метана. Хотя это надо развивать, потому что необходимые ресурсы есть. Важно, потому что метан — это самое чистое топливо на планете».
Он добавляет, что в соседних регионах, где принята соответствующая программа, с учетом субсидирования установить оборудование для метана на автомобиль можно практически бесплатно. В Тюмени же такая процедура стоит 90 тысяч рублей. Поэтому, отмечает собеседник, в нашем регионе мало кто пользуется этой услугой. Либо автомобилисты едут в другие регионы.
При этом Волошин сам затрудняется ответить, почему наш регион, который славится тем, что исполняет поручения федеральных властей, не развивает программу по продвижению газомоторного топлива. И уверяет, что, перейдя на метан, водитель может экономить до 900 рублей в день по сравнению с бензином.
Очереди до пяти утра
На единственную метановую заправку мы приехали в третьем часу дня. Но очередь, к нашему удивлению, отсутствовала. Только единицы заправляли свои автомобили. При этом водители, которые в тот момент находились там, в беседе с журналистами 72.RU в один голос утверждали, что очередь возникает после 17:00–19:00. А днем — тихо. Объясняли они это тем, что вечером у водителей автобусов заканчивается работа — они едут на заправку, и в город заезжают дальнобойщики, которые также стремятся заполнить бак.
Немаловажным фактором является время заправки метаном. За минуту залить, как бензин, не получится. Для легковушек необходимо 5 минут, а для автобусов и большегрузов — около 15 минут.
«Одна заправка на весь город. Стоим по два–три часа, тратим личное время. Бывало, в пять утра домой приходили. И уже на работу не выходили, свои часы теряем», — сетуют собеседники.
По их словам, руководители знают о проблеме — «но толку?» Машинисты в пример приводят Курган — маленькую область, но там предостаточно метановых заправок. Они также рассказывают, что в тюменском автопарке прямо сейчас стоит 40 новых автобусов, готовых к эксплуатации, но их не выпускают на линию, потому что заправить их на одной АЗС — невозможно.
«Иногда даже разводимся, — рассказывает один из водителей. — Не прям из-за этого. Причин много, но и это еще добивает. Я утром прихожу, жена: «Ты, где, что, у любовницы был?» — «Да, конечно. Вот моя любовница стоит (указывает на автобус)»».
В ПАТП на наш запрос по поводу эксплуатации автобусов на метане сообщили, что автобусы задействуют для перевозок по мере необходимости. На вопрос о том, жалуются ли водители автобусов на большое количество времени, проведенное на метановой заправке, ответили: «Обращения подобного характера поступали. Всё время выполнения водителями автобусов возложенных на них трудовых функций учитывается и оплачивается».
Выход коммерсантов
Монополистом в АГНКС является «Газпром газомоторное топливо». Ему же принадлежат две заправки в Тюменской области. Но у частного бизнеса в планах развиваться в этом же направлении. В частности, об этом корреспонденту 72.RU рассказал представитель ГК «ЕвроАзия» Дмитрий Баюнов. По его словам, он хочет сделать сервисный центр по переоборудованию, ремонту и обслуживанию газомоторной техники. А дальше — запустить метановую заправку. Сейчас идет этап переговоров с властями.
«У меня позитивный прогноз. Непочатый край работы. Технологии и подходы известны. Если мы все совместно возьмемся, то улучшим эту картину значительно. Мы написали письма властям, просим посодействовать. У нас диалог идет. Если будет содействие, то скорее построимся. Оборудование приобретено. Люди на обучение поедут», — рассказал Баюнов.
Он уточнил, что окупаемость такого бизнеса — порядка трех лет, а заправочную станцию можно построить в течение года.
Когда все-таки появятся еще заправки?
В департаменте инвестполитики Тюменской области заявили, что правительство региона заинтересовано в развитии проектов, направленных на использование природного газа в качестве моторного топлива. Там уточнили, что в рамках соглашения между губернатором и «Газпром газомоторное топливо» подписан план-график о строительстве метановых заправок в регионе.
При этом в программе развития указано, что с учетом потенциальных инвесторов предусмотрено строительство семи метановых заправок в Тюмени, трех в Тобольске и одной в Ишиме.
О больших очередях на единственной метановой заправке в Тюмени мы рассказывали ранее. Прямо перед новым годом о такой ситуации говорил местный житель. Мужчина жаловался, что «водители вынуждены ждать по 6–8 часов, а очереди в 2 часа уже не удивляют». Прошлой весной тюменцы тоже рассказывали о такой проблеме. После смены водители ехали заправлять транспорт и застревали в многочасовых очередях.