Снег, который местами уже лег в Тюменской области, наш город пока обходит стороной. Небольшое похолодание в минувшие выходные, на неделе сменится потеплением, правда, с ночными заморозками. Автомобилисты массово начнут переходить на шипованные шины. Обычно сильно заранее это делают неопытные водители, остальные ждут холодов. В последние годы много говорят о вреде шипованных шин, они изнашивают дорожное покрытие, а также загрязняют окружающую среду. Поговорили с экспертами, можно ли в Тюмени отказаться от шипов.
Вред для экологии и дорог
Вы, наверное, замечали, что зимой снег около дорог серый, а не белый. На него оседает пыль, изрядную долю которой составляют микроскопические частички асфальта. Его снимает покрышка с шипами. Эта пыль не только лежит на снегу, мы ею дышим. Член группы общественного экологического контроля областной общественной палаты, кандидат технических наук Борис Елькин объясняет, что шипованная резина вносит существенный вклад в загрязнение окружающей среды, и ей есть альтернатива.
— У нас есть дороги, где в сутки проходят 40 тысяч автомобилей. Изнашиваются и резина, и дорожное покрытие, особенно когда шины с шипами. Остатки резины и асфальта загрязняют окружающую среду. Без шипов, конечно, дорогам будет лучше. Тем более что в Тюмени выделяют деньги на уборку снега. Но отказ от шипов — системная непростая задача. У автомобилистов уже в памяти, что надо перейти на шипы. Никто не рекламирует всесезонные покрышки. Целая отрасль занимается шипами, — рассуждает эксперт.
Уральские ученые проводят масштабное исследование грязи — откуда она берется в российских городах, в том числе и в Тюмени. Замдиректора Института промышленной экологии УрОРАН Илья Ярмошенко рассказывал 72.RU, что специалисты исследовали слякотную грязь в конце зимы — снег, смешанный с твердым осадком. Ученые его называют снегогрязевой пульпой. Выяснилось, что она фактически полностью состоит из шлифа дорожного полотна, которое изнашивают шипы.
Впрочем, Борис Елькин признает, в условиях гололеда шипы всё-таки надежнее, и пока в России от них массово отказываться не будут. При этом 30 лет назад автомобилисты зимой ездили на всесезонных шинах. Сейчас тоже есть шины без шипов, на которых можно ездить зимой, в народе их называют «липучками».
«Липучки» для городов
Во многих странах шипованные шины запрещены. Это касается не только стран с мягким климатом, но и, например, Канады, где тоже бывают суровые зимы. В некоторых канадских провинциях шипы под запретом, и в условиях обильных снегопадов водителям приходится быть весьма аккуратными. В России запрещать шипованные шины нельзя. Так считает журналист и автообозреватель Максим Вершинин.
— Выбор зимних покрышек сводится к двум основным вариантам: либо шипованная резина, либо фрикционная, «липучка». У шипованных шин преимущество при движении по льду и плотному снегу, а в городе, где дороги чистят или максимум встречается свежий снег, лучше подходят «липучки». Правда, с ними надо быть осторожным около перекрёстков и в других местах, где может быть накатанный лёд или утрамбованный снег. Максимально универсальным вариантом на зиму являются всё-таки шипованные шины, с которыми можно без опаски ездить и по городу, и за город. В России запрещать шипованную резину просто неразумно. Это негативно скажется в первую очередь на безопасности на дорогах, — утверждает Вершинин.
По его словам, лучше обратить внимание на качество дорожного покрытия и жестче контролировать работы по укладке асфальта.
В Тюмени отказаться от шипов можно
Безопасность в выборе зимних шин должна быть на первом месте. Об этом говорит Петр Чепур, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной механики института транспорта ТИУ. По его словам, в Тюмени водитель может отказаться от шипов, потому что дороги активно чистят, но делать это стоит, если вы не будете выезжать за пределы города.
— Шипованная резина практически всегда безопаснее фрикционной. Если водитель перемещается зимой не только по городу, то установка шипованных покрышек обязательна. Если водитель перемещается только по городу, то рассматривать вариант «липучки» допустимо. В Тюмени принято использовать тактику быстрой уборки с применением больших объемов химических реагентов. Поэтому практически весь зимний сезон мы передвигаемся по сухому асфальту. Использование фрикционной резины может быть эффективным в нашем городе. Она дешевле шипованной и не разрушает верхний слой асфальтобетонного покрытия, — резюмирует Чепур.
В любом случае, по его мнению, выбор должен стоять за автомобилистом, исходя из его опыта, потребностей и особенностей машины.
А вы готовы отказаться от шипов, чтобы в городе было чище зимой?