На днях, 15 июня, в Раменском завершился чемпионат России по греко-римской борьбе. В нем принял участие тюменский спортсмен Виталий Ильницкий. В весовой категории до 130 килограммов он дошел до финала, но в решающей схватке уступил Василию Паршину из Подмосковья и стал лишь серебряным призером. О своих отношениях со старшим братом Владимиром, также борцом-тяжеловесом, диете и любви к физике и химии Виталий рассказал в беседе с корреспондентом 72.ru.
– Сейчас после чемпионата России ты чем занимаешься?
– Учебой. На следующей неделе, 24 июня, у меня защита диплома в ТюмГАСУ. Скоро стану дипломированным инженером (Улыбается.).
– Почему ты выбрал этот вуз? Обычно спортсмены предпочитают получать высшее образование на факультетах, более близких к их роду деятельности.
– Когда в 16 лет я заканчивал школу, не думал о том, как сложится со спортом, поэтому делал упор на учебу.
– Борьба занятиям не мешала?
– Нет. Приходилось, конечно, совмещать спорт и занятия. Но в моем аттестате о среднем образовании почти одни пятерки. Когда я возвращался с соревнований и без проблем решал все задания по математике, физике и химии, учителя были в шоке (Смеется.). В университете дела обстояли немного сложнее, но все-таки мне нравилось учиться, все устраивало. Можно сказать, университет не мешал мне бороться (Улыбается.).
– Расскажи, в каком возрасте ты начал заниматься греко-римской борьбой? Почему именно этим видом спорта?
– Я с самого детства был большим (вес Виталия – 130 килограммов, рост – 185 сантиметров. – Прим. авт.). При рождении весил почти пять килограммов, в первом классе – 35, во втором – 45. Так что можно сказать, что у меня была предрасположенность к этому виду спорта. Но на самом деле в борьбе габариты значения не имеют. Потому что у нас самая маленькая весовая категория 59 килограммов, самая большая – 130. Поэтому комплекция не важна – если хочешь заниматься борьбой, двери для тебя открыты. К тому же я родился на Севере (в городе Губкинский, ЯНАО. – Прим. авт.), а у нас там было всего две секции – борьба и лыжи. Лыжи бы я сломал, а побороться можно было (Смеется.).
– Твой старший брат Владимир тоже известный борец. Кто из вас кому дает советы?
– Владимир старше меня на три года, но борьбой я занимаюсь дольше, чем он. Но это не имеет значения – каждый из нас может посоветовать что-то другому, поделиться опытом. Несмотря на конкуренцию на ковре, отношения с братом у нас отличные, ведь у нас общая цель – победа. К сожалению, он травмирован сейчас – порвал связки на плече. Ему уже сделали операцию, он проходит курс реабилитации и скоро вернется на ковер. Вообще же мы с братом боремся в одной весовой категории, раз шесть уже встречались на соревнованиях.
– Дома не боретесь?
– Нет (Смеется.).
– Как выстраивается твой тренировочный процесс во время сезона? Есть ли какая-то диета у спортсменов твоей весовой категории?
– Диета соблюдается в любом случае (Улыбается.). Нужно есть меньше жирного, больше белка, углеводов. А что касается подготовки... Стандартный набор – занятия в тренажером зале и на ковре. Тренер дает установки – больше скоростно-силовых упражнений или на объем. Непосредственно перед соревнованиями, конечно, нагрузки снижаются, а в течение сезона они очень высоки. Вообще борьба – один из самых тяжелых видов спорта. Например, от груди я жму 200 килограммов, приседаю со штангой около 300 килограммов, примерно с таким же весом делаю становую тягу. Борец должен уметь делать все – и бегать, и прыгать, и подтянуться. По силовым показателям за нами мало кто угонится, разве что только дзюдоисты, у которых с «физикой» тоже все в порядке.
– Борьба также и один из самых травмоопасных видов спорта. Ты согласен с этим?
– Да. Я, например, за последние два года ломал локоть, перенес операцию на колене и порвал мышцу на бедре. Но всегда восстанавливался и работал дальше. У некоторых спортсменов еще хуже травмы. Есть ребята, которые бьются с повреждением на плече – оно постоянно выскакивает из сустава, а он все равно выходит на ковер и еще умудряется достигать серьезных результатов.
– Твой тренер Сергей Воробьев является наставником и серебряного призера Олимпиады-2012 Рустама Тотрова. Вы занимаетесь вместе?
– Да. Рустам у нас он главный борец, мы все равняемся на него. Конечно, хотелось бы достичь таких же высоких результатов.
– А в детстве с кого брал пример?
– Конечно, следил за выступлениями Александра Карелина. То, что он делал, казалось чем-то невероятным. Со временем избавляешься от кумиров, просто делаешь свою работу и стремишься вперед. Сейчас у меня один кумир – Владимир Путин (Улыбается).
– От кумиров избавился, но примеры для подражания, наверняка, есть?
– Всегда берешь пример с тех людей, которых видишь. Из всех нынешних борцов я бы выделил Алексея Мишина. Это 35-летний профессионал, который до сих пор борется на высоком уровне, олимпийский чемпион. Наблюдая за ним, я выделяю для себя какие-то позитивные и полезные моменты, стараюсь это от него перенять.
– Ты начал заниматься в Губкинском, а потом переехал в Тюмень. Также бываешь на соревнованиях в различных городах мира. Как оценишь условия, созданные для занятия борьбой здесь?
– В принципе, они неплохие, но не самые лучшие в России. Но местная Федерация стремится к развитию. Конечно, если бы финансирование было больше, для нас построили бы свой центр борьбы, мы бы вовсю там занимались. А так своего ковра у нас нет, приходится постоянно менять место тренировок – то в центре «Тюмень-дзюдо», то в «Прибое», то в СДЮШОР.
– О том, как борцы готовятся к соревнованиям, ты рассказал, а как они отдыхают? Режим какой-то соблюдаете? Приходится ложиться спать в 11 вечера?
– Лечь спать в это время не получается, не дают нагрузки, стресс. Обычно засыпаю часам к 12 или еще позже. Что же касается всего остального, то отдыхает каждый так, как ему нравится. Например, я люблю бывать на природе, получаю от этого удовольствие, выезжаю с друзьями на шашлыки или просто пообщаться, развеяться. Естественно, без алкоголя. Он выводит влагу из организма, мышцы будут работать не так хорошо, как нужно. От этого один вред, поэтому спиртное исключено.
– Как у тебя и товарищей по сборной складываются отношения со спортсменами из других стран? Все-таки российские борцы для них самые серьезные конкуренты.
– Они нас опасаются (Улыбается.). Когда иностранные спортсмены видят русских ребят, они настраиваются очень серьезно. На схватку с нами выходят как на последний бой. Мы для представителей любой страны являемся принципиальными соперниками. Особенно для тех, кто тоже силен в этом виде спорта – турков, иранцев, азербайджанцев, тех же американцев.
– Кого из них ты бы назвал самым неудобным соперником?
– Иранцев. У них очень активная, но не бросковая борьба. С ними очень тяжело.
– Кроме борьбы какие виды спорта тебе нравятся? Наверняка, следишь сейчас за чемпионатом мира по футболу?
– Конечно. Мой папа играл в футбол, я сам люблю этот вид спорта. Но тренер мне, к сожалению, не разрешает в него играть, а только смотреть. Это очень травмоопасная забава.
– За кого болеешь?
– Из клубов – за «Милан», хотя у него сейчас не лучшие времена. А из сборных – за итальянскую национальную команду. Мне нравится, как они играют. Совсем не люблю испанский футбол, так что не буду сочувствовать этой сборной, которая завершила свое выступление на чемпионате мира.
– Расскажи о своих достижениях в борьбе. Какая медаль для тебя самая ценная?
– Самое главное для спортсмена – это стабильность. У меня этот показатель в норме. Я с 2008 года вхожу в состав сборной страны. Все время стремился быть рядом с главной командой. Из молодежной переход немного затянулся, но все равно тренер меня периодически привлекал в основную, видел во мне потенциал. В этом году я участвовал в двух самых значимых российских турнирах – Гран-При Ивана Поддубного и чемпионате России. На первом завоевал золото (медаль Виталия стала единственной, которую получили тюменские спортсмены на этом турнире. – Прим.авт.), а на втором вышел в финал, но, к сожалению, занял только второе место. Кроме того, я попал на Кубок мира, где мы взяли второе командное место. Это неплохой результат, хотя вообще российская сборная по праву считается самой сильной. Поэтому мы должны были побеждать, немного не повезло. Нюанс был в том, что соревнования проходили в Иране, а проиграли мы именно хозяевам. Думаю, не стоит объяснять причины – там и судейство сыграло свою роль, и поддержка болельщиков. Вот такие у меня достижения. Молодежные соревнования я не считаю. Там я и чемпионат страны выигрывал, и много другого добивался.
– На будущее какие цели перед собой ставишь?
– Как говорится, только плохой солдат не хочет стать генералом. Главная цель – попасть на Олимпийские игры. Будем все для этого делать.
Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО