Тюменец Николай Кузовлев в минувшие выходные стал чемпионом России по ледолазанию, заняв первое место в дисциплине «Трудность». О том, как начиналась его карьера, чем он занимается кроме ледолазания и с какими трудностями сталкивается, спортсмен рассказал в беседе с корреспондентом 72.ru.
– Николай, какие цели вы ставите перед собой теперь, когда стали чемпионом России?
– Так как ледолазание является зимним видом спорта, сезон у нас заканчивается с наступлением весны. Впереди последние соревнования – этап Кубка мира на трудность, и чемпионат мира на скорость. Они пройдут 8 и 10 марта в Кирове. Я усиленно тренируюсь и планирую выступить достойно. Думаю, у меня неплохие шансы. (Улыбается.)
– Как давно вы занимаетесь этим видом спорта?
– Именно ледолазанием я занимаюсь всего третий год. До этого с 10 лет я увлекался скалолазанием. Это помогло быстро прогрессировать в ледолазании. Эти виды спорта немного похожи по технике отработки, расположению на скалодроме. Поэтому, имея серьезную основу, мне удалось достичь высоких успехов в новом для меня виде спорта за такой непродолжительный срок.
– В чем принципиальное отличие этих видов?
– У скалолазов вся нагрузка идет на руки, пальцы. Они лезут, цепляясь за выступы голыми руками, а на ноги надевают скальники. Это такие специальные туфли с прорезиненной подошвой. Мы же при подъеме используем специальные инструменты – молотки, а на ногах у нас «кошки». Кроме того, согласно требованиям техники безопасности, обязательным атрибутом является каска.
– Лазать по льду сложнее?
– В принципе, по нагрузке эти виды спорта равнозначны. Отличие только в том, на какие группы мышц она распределяется. Например, у скалолазов больше задействованы кисти рук, пальцы, у нас же весь упор идет на спину, бицепсы.
– Какие травмы у ледолазов самые распространенные?
– Я специализируюсь в дисциплине «трудность», у нас молотки не такие острые, как у ребят, состязающихся в скорости. Там они поменьше и полегче, и спортсмены часто прокалывают себе руки и ноги. Я тоже однажды так повредил ногу, но не серьезно. (Улыбается.) У меня были только царапины на лице, растяжения, переломов и других существенных травм, к счастью, удалось избежать. (Улыбается.)
– Почему вы решили сменить один вид спорта на другой?
– Скалолазанием я занимался довольно долго, захотелось попробовать чего-то нового. Тогда же ледолазанием начали заниматься мои друзья, и я решил, что тоже могу попробовать себя в этом. Пришел, понравилось, втянулся, стал добиваться каких-то результатов. Так и перешел окончательно.
– У вас много соперников? Насколько ледолазание развито в России и в нашем регионе?
– Основными своими соперниками я бы назвал спортсменов из Кирова, Москвы... и все, пожалуй. (Улыбается.) Вообще же на соревнованиях собираются ребята из многих городов, например, из Кемерово, Томска, Екатеринбурга. Спорт этот еще только развивается, по сравнению со скалолазанием он довольно-таки молодой. Но год за годом виден прогресс. Думаю, пройдет немного времени, и ледолазание перейдет на более высокий уровень. За последние два года число тюменских ледолазов возросло значительно. До этого занималась маленькая группка из человек десяти. За последнее время к нам пришло около 30 новеньких, которые уже добились некоторых результатов. (Улыбается.)
– Какие самые весомые достижения были в вашей спортивной карьере помимо чемпионства страны?
– Я являюсь мастером спорта по скалолазанию. В этом виде моим самым высоким достижением на российском уровне было третье место на чемпионате страны. На международной арене, выступая во взрослой группе, я занимал пятое и шестое места. Когда выступал за юниоров, становился вторым на этапе Кубка мира. Много призовых мест было на этапах кубка России в молодежке. На этом мои достижения в скалолазании заканчиваются. (Улыбается.) Теперь борюсь за награды в ледолазании.
– А чем вы занимаетесь помимо спорта?
– Ледолазание не приносит таких больших доходов, как другие, более популярные, виды спорта. Поэтому я, как и любой взрослый человек, работаю. По профессии я инженер-проектировщик нефтегазовых месторождений. Во время отпуска и в выходные занимаюсь спортом. Работу стараюсь не пропускать, но начальство часто идет мне на встречу и отпускает в случае необходимости на пару дней, чтобы я смог принять участие в соревнованиях. Коллеги болеют за меня и поддерживают. (Улыбается.)
– Вы отметили, что ледолазание – вид спорта не прибыльный. Можно ли назвать его дорогим?
– Он точно дороже, чем скалолазание. У ледолазов больше атрибутики – обязательно нужна каска, инструменты, стоимость которых доходит до 30 тысяч рублей. «Кошки» – более дорогая и серьезная обувь, чем скальные туфли. Кроме того, инструменты у ледолазов очень быстро изнашиваются, приходится их обновлять, дорабатывать.