Он и она История Тюмени В ссылку в Тюмень за любимыми: две романтические истории любви или трагедии жизни пар-революционеров

В ссылку в Тюмень за любимыми: две романтические истории любви или трагедии жизни пар-революционеров

Это не истории жен декабристов, но не менее героические примеры

В День семьи, любви и верности принято рассказывать о юбилярах. Тех, кто уже вместе дольше, чем мы живем. Но в истории Тюмени есть немало интересных и ярких примеров крепких семейных уз. В этом материале мы рассказываем две истории супругов-революционеров, которые преодолели ссылку, травлю, осуждения и были вместе до конца.

В Сибирь по собственной воле

Все знают про поступок жен декабристов, когда женщины мужественно решили отправиться Сибирь за своими мужьями. Эта история тоже про девушку, которая отправилась в ссылку за любимым. Но она сильно отличается от других.

1897 год. Журналист из Псковской губернии Петр Рогозинский едет в Тюмень. В ссылку он попал за свои публикации в газете о том, как члены царской семьи растрачивали на свои прихоти государственные деньги. В Сибирь Петр Александрович едет без жены. Она с четырьмя детьми не захотела обрекать себя на это. Но вместе с Рогозинским в ссылку отправляется 18-летняя Евгения Миронова. Девушку вдохновила смелость журналиста, и, несмотря на разницу в 36 лет, она отправилась за ним в ссылку. Перед самым отъездом в Тобольскую губернию пара обвенчалась.

Евгения Рогозинская и ее супруг Петр

Рогозинские неплохо обустроились на месте. Петр продолжил заниматься журналистикой и создал газету «Голос Сибири». Впоследствии она не раз меняла названия, пока в итоге ее не закрыли. Евгения же стала хозяйкой книжного магазина. И в свободное время играла в любительском театре. Особым успехом на тюменской сцене пользовался спектакль с ее участием по пьесе мужа «Сброшенные оковы». Сюжет рассказывал о забастовках, бедности рабочего класса и причинах этого.

Супруги были убежденными либералами и демократами и не стеснялись открыто симпатизировать революционерам. После революции в 1905 году в квартиру Рогозинских с обысками заявились полицейские. Они ничего не нашли, хотя могли бы.

— Евгении Алексеевне, участнице любительских спектаклей, это недовольство (она возмущалась беспорядком, устроенным жандармами. — Прим. ред.) помогало скрыть и обоснованную тревогу: в квартире находилась запрещенная литература. Не боялась она прятать и револьверы, — пишет Виктор Копылов в книге «Окрик памяти».

Евгения была похоронена на Текутьевском кладбище

Семья Рогозинских славилась гостеприимством. В их доме, например, останавливались адмирал Степан Макаров, актер и дрессировщик Анатолий Дуров. Семья у Петра и Евгении была большая. У супругов родилось пятеро детей: Александр, Николай, Петр, Евгения и Людмила. К слову, племянница Евгении Алексеевны — Нина (дочь ее родной сестры Ольги Алексеевны) впоследствии вышла замуж за писателя-романтика Александра Грина. Евгения Алексеевна и ее сын Александр в середине 1930-х годов посещали домик Грина в Крыму. Вот что он вспоминает:

— Трогательной оказалась встреча на вокзале в Феодосии двух родных сестер — Евгении Алексеевны и Ольги Алексеевны. Расстались они молодыми женщинами, а встретились спустя три десятилетия в пожилом возрасте, — рассказывает Александр в книге «Окрик памяти».

Петр и Евгения всю жизнь прожили в Тюмени. В 1913 году срок ссылки подошел к концу, однако журналист пожелал остаться. Петр Рогозинский скончался в 1922 году. После его смерти Евгения прожила еще 27 лет. Ее могилу можно найти на Текутьевском кладбище.

Ссылка, травля и расстрел

Судьба другой пары революционеров Ольги Дилевской и Николая Авдеева оказалось куда более трагичной. Им не удалось дожить до старости и спокойно воспитать дочь. Оба они были сосланы в Сибирь за помощь большевикам. Николай и Ольга поселились в Тюмени. В тот момент Дилевская была беременна. Николай устроился преподавателем в частном училище. Здесь в Тюмени их застала новость о Февральской революции и победе большевиков. После этого Ольга стала секретарем Центрального бюро профсоюзов, а ее супруг занялся решением проблем с питанием в городе, параллельно работал редактором тюменских газет. Оба почти всегда в работе, в делах, и дома супруги почти не видятся.

Трагические события настигают их летом 1918 года. Тюмень захватили белогвардейцы, и за супругами начали тщательно следить. Вот что в своем докладе писал помощник заместителя управляющего Тобольской губернией К. Копачелли:

— По отзывам городского головы Флоринского и члена городской управы Пагирева, Авдеев очень развитой, интеллигентный человек, прямолинейный, искренний и редкой политической честности. Авдеев всегда пользовался большой популярностью среди местных рабочих кругов. Дилевская — гражданская жена Авдеева, обладала решительным характером и известной степенью экспансивности. Если Авдеев оказывал влияние на умы рабочих масс, то Дилевская воздействовала на их чувства. В этом отношении Авдеев и Дилевская взаимно дополняли друг друга.

Видя, что никаких решительных мер со стороны властей к активистам не принимается, тюменская буржуазия сама начала действовать. Так, директор частного училища Виктор Колокольников, в котором до этого преподавал Авдеев, писал в газете: «Изъять из обращения… таких зловредных людей».

Ольга и Николай были сосланы в Сибирь из-за своих убеждений и революционной деятельности

В марте 1919 года началась мобилизация рабочих и крестьян в армию Колчака. Люди открыто протестовали, и напряжение в городе начало нарастать, близилось восстание. Ольга понимала, что в случае поражения ни ей, ни мужу не скрыться от преследований. Утешало лишь то, что трехлетняя дочь была надежна спрятана. Предчувствуя трагический исход, Ольга пишет письмо своей подруге:

— Пишу вам с расчетом, что мое письмо вы прочтете после моего ареста. Вам придется позаботиться об Ирине. Я знаю, что вы сделаете это и без моей просьбы. Никто не знает, что может случиться. Вот только о чем я хотела просить вас: когда меня не будет — ласкайте Ирочку, как это делала я, и утром, и вечером, когда она будет ложиться спать. Быть может, она в этом отношении немного избалована, но мне невыносимо тяжело будет думать, что она лишена нежной ласки. Думаю, что в вашем сердце найдется любовь нежная и для нее. Вот и всё, что я хотела сказать. Слова тусклые и бледные, но не к чему их подыскивать. Чувство слишком глубоко и интимно, передать его не умею. Поймите инстинктом и полюбите Ирину.

Восстание состоялось, но было жестоко подавлено. Вечером 13 марта Авдеева и Дилевскую арестовывают военные. Их отправляют в тюрьму, а после вместе с еще тремя заключенным везут на расстрел. Вот как описывает последние секунды ее жизни сотрудники библиотеки имени Текутьева:

— «Снимай одежду! Готовься к расстрелу!» Ольга вскинула голову. Прямо в упор на нее смотрели винтовочные стволы. Ольга, не выдержав напряжения, крикнула: «Будет издеваться! Стреляйте… Или вы трусите?» Это были ее последние слова.

Училище, где Николай преподавал

Удивительно, но муж Ольги выжил. Он получил ранение и, когда очнулся, пришел к главе города. Когда власти разобрались с самоуправством военных, Авдеев сдался и лег на лечение в госпиталь. Свою жену он пережил на семь лет и скончался в 1926 году прямо в зале Московского суда. Всё произошло во время разбирательств, когда некая Серебрякова давала показания, как она доносила на Авдеева полиции еще в 1903 году.

История Тюмени объединяет множество людских судеб и жизней. Многие из них закончились трагически. Не каждый знает, что отец известного коммуниста похоронен в Тюмени на Текутьевском кладбище. В этом материале рубрики «Мы жили» рассказывали историю отца и сына Куйбышевых. Также почитайте материал о судьбе революционера, который выступал против Первой мировой войны, или о том, как жила простая семья в Тюмени, когда страну охватили волнения и мятеж.

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
«Радуйтесь своему географическому положению». Зубаревич — подробно об экономике Тюменской области
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Мнение
«Опасность тюменских улиц в 3,5 раза выше»: урбанист рассказал, что следует перенять нам у Москвы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления