Он и она мнение Мой отец был кухонным бойцом. Журналист 72.RU — о том, почему женщины не уходят от домашних тиранов

Мой отец был кухонным бойцом. Журналист 72.RU — о том, почему женщины не уходят от домашних тиранов

Истории про домашнее насилие повторяются из поколения в поколение. Но ничего не меняется

Все истории начинаются одинаково романтично: два человека встретились, влюбились, решили жить вместе. Цветочно-конфетный период, ухаживания, нежности... Но потом происходит резкий перелом в отношениях, и один из влюбленных становится тираном, а другой — жертвой. Почему?

Про закон о домашнем насилии в последнее время говорят многие. К всероссийскому флешмобу-акции под хештегом #янехотелаумирать присоединились и тюменки: одни выложили свои фотографии в соцсети, другие откровенно рассказали, с каким насилием они лично столкнулись (почитайте три пугающих истории). Честные истории девушек и женщин вызвали шквал негатива в комментариях. Многие недоумевают: почему жертвы продолжают жить со своими мучителями, несмотря ни на что? На эту тему рассуждает наша коллега Мария Токмакова. Публикуем её авторскую колонку.

Я — счастливая замужняя женщина, мама 10-летней девочки. Сейчас это кажется странным, но в юности я боялась замужества и думала, что никогда не стану чьей-то женой. Причиной этому — страх из детства перед мужчинами. Мой отец постоянно избивал маму. И мне казалось, что если я выйду замуж, то мой супруг тоже будет колотить меня. Я хочу поделиться историей из своей жизни не только в поддержку движения #янехотелаумирать, но и для того, чтобы объяснить, почему тысячи женщин годами терпят домашнее насилие и не уходят от мужей-тиранов.

Моя мама в молодости была бойкой и решительной женщиной. Пока не встретила его, моего отца. Всё начиналось как у всех. Страсть, любовь, брак. Затем родилась я. Вроде бы желанный ребенок. Что произошло потом — не знаю, адекватного ответа до сих пор не могу найти. Но думаю, что отец просто какое-то время сдерживал себя и не показывал моей маме своего истинного лица. Он оказался настоящим кухонным бойцом.


Спустя еще пару лет родилась моя сестра. Мы росли и видели, как отец не просто бьет нашу маму, а истязает. Постоянно, при любом удобном случае. А если еще и выпил перед этим, то превращался в настоящего зверя. Иногда он заводился на пустом месте в трезвом уме и начинал бить маму прямо на наших глазах. До сих пор не могу забыть эту страшную картину: отец бьёт маму кулаками по голове, затем хватается за нож и начинает угрожать. Мы с сестрой — две маленькие перепуганные девочки — не знаем, что делать, но понимаем, что абсолютно бессильны в этой ситуации. Кто-то из соседей из-за шума в нашей квартире вызывает милицию. Сотрудники приезжают, но не сразу. Появление нескольких бравых ребят в форме с надписью «милиция» обнадеживает нас с сестрой. Кажется, что отца сейчас заберут и посадят. Но не тут-то было.

В этой и последующих ситуациях милиционеры забирали отца в отдел, но ненадолго. Не проходило и часа, как он возвращался обратно. Еще более злым, разъяренным и агрессивным. Только однажды его забрали в милицию на несколько дней. И всё это время мы прожили в диком ужасе и страхе от того, что будет после его возвращения. На этой почве у мамы появился нервный тик ноги, который не проходил много лет.

Все соседи знали, что происходило в нашей квартире. Кто-то помогал маме, заступался за нее, грозил отцу, но таких были единицы. Все почему-то думали, что в такой жизни виновата именно мама. Они были недовольны шумом и высказывали ей претензии. К папе почему-то не было никаких претензий. Весь этот ад кончился лишь после возвращения старшего брата из армии. Он просто выкинул отца из маминой квартиры и нашей жизни.

Отец продолжил преследовать маму. Поджидал около работы, следил за ней, поджигал дверь квартиры и говорил, чтобы она с ним сходилась, а то пожалеет

Вы спросите, а как же заявления в милицию? Как же другие родственники? Почему моя мама сама не разорвала эти отношения? Правоохранителям было всё равно, что происходило в нашей квартире. Ну, бьет и бьет, что тут такого. Вот убьет или изуродует — тогда и приходите. Или вовсе говорили: «Не нужно писать заявление. У вас дети, вы всё равно будете вместе. Все так живут, и ничего». Вот это «ничего», как показывает практика, убивает десятки женщин по всей России. За них просто некому заступиться и помочь.

Соседи? Им было всё равно. Да и кто/чем мог помочь? У них была своя жизнь, свои заботы. Кому нужен чужой геморрой? Большинство людей до сих пор равнодушны к таким сложным ситуациям и не будут лезть в чужую семью.

Родственники с маминой стороны жили в другом городе и даже не знали, что происходило в её жизни. Да и ей было стыдно просить у них помощи. Родственникам отца было параллельно, что и как он делает со своей женой.

Почему мама не ушла от отца? Она дико боялась его. Ей было страшно не за свою жизнь, а за нас. Она знала, на что он способен, и не хотела, чтобы мы остались сиротами.

Наша история закончилась хорошо. Через несколько лет отец забыл о нас, во многом благодаря моему брату. Маме пришлось долго восстанавливаться и морально, и физически. Но на её теле до сих пор есть шрамы, которые напоминают нам о пережитом ужасе.

Прошло больше 20 лет, а ситуация с домашним насилием и тиранией в отношении женщин не изменилась. Недавно мою знакомую избил муж. За то, что она не прибралась дома. И в таких условиях живут тысячи женщин. Терпят побои, боятся уйти из семьи, не знают, где им искать помощи.

Весной прошлого года в тюменском суде рассматривали дело о жестоком убийстве матери троих детей. Ирада неоднократно обращалась в полицию и писала на своего супруга-тирана заявления. В итоге Андрей Москвин пришел к ней на работу, чтобы якобы решить вопросы по воспитанию ребенка. Во время разговора он достал нож и несколько раз ударил её в живот. Врачам не удалось спасти женщину. Ирада Москвина скончалась в больнице через пять дней после нападения. Её экс-супруга признали виновным в убийстве и приговорили к 12 годам лишения свободы.

Мне повезло: мой муж никогда не поднимал на меня руку. Для него и для других мужчин в его семье — это последнее дело. Я не знаю, какие могут быть оправдания у мужчины, поднимающего руку на женщину. Состояние аффекта, ревность или еще какая-то ересь не могут быть причиной жестокого избиения. Это преступление. Домашние тираны — преступники. Безнаказанность развязывает им руки. Именно поэтому ситуация не меняется уже много десятилетий.

Суть акции #янехотелаумирать — обратить внимание властей на безнаказанность домашних тиранов. Девушки и женщины, которым близка эта проблема, выкладывают на своих страничках в социальных сетях фотографии с побоями (нарисованными или настоящими). Некоторые из них рассказывают собственные истории про насилие. Сейчас в Instagram опубликовано больше девяти тысяч постов с откровениями женщин. Среди них — немало воспоминаний и девушек из Тюмени.

Нужно ли ужесточать закон в отношении домашних тиранов?

Да
Нет
Я еще не определился с мнением
Мария Токмакова
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем