В Тюмени продолжают сносить маленькие дома и гаражи в рамках реновации. Проходит она в районе Дамбовской и Мельникайте. Показываем, как там живут люди и что там происходит сейчас.
Заборы с колючей проволокой
Под застройку отдали восемь гектаров земли. Участок упирается улицу Дамбовскую и дотягивается от Елизарова до Мельникайте. Под изъятие здесь попадает частный сектор и гаражи — высотки, которые строили раньше, реновация не затронет.
Впрочем, от частного сектора тут почти ничего не осталось. Почти всю территорию, где раньше были два ряда домов, окружили забором. Не простым — сверху нацепили колючую проволоку.
Мимо него проходят только случайные люди, спешащие по своим делам, либо жители высоток. Иногда тишину прерывает проезжающий самосвал с грунтом. Сваи пока не забивают.
Лидия Алексеевна
Впрочем, на одной улице пока еще остался частный сектор. На улице Промышленной еще осталась улочка, которая не затронута реновацией. Она небольшая, здесь чуть больше десятка аккуратных домишек — всё, что осталось от большого частного сектора, который был здесь до реновации и выселения людей. Деревяшек станет еще меньше — около одного дома трудятся рабочие, которые разбирают остатки дома пилами и болгарками. Их звучание раздается на весь район.
В одном из домов посередине небольшой улицы живет Лидия Алексеевна. Недвижимость досталась ей от родителей, которые сами и строили его на выделенном государством участке земли. Лидия Алексеевна ходила по этим улицам с ребенком в школу.
Ее деревянный дом украшен синими наличниками. Вход отделен массивным железным забором с калиткой. Хозяйка выходит из своего жилища в простом домашнем халате.
— Застройщики в прошлом году предлагали маленькую сумму, — не желая раскрывать цифр, хотя позже их и скажет, начинает рассказывать женщина. — Оценивала фирма с названием «Априори». В этом году — новая оценка, но уже от города. Оценивать будет та же фирма, результат узнаю я только в августе. Но уже сейчас понимаю, что сумма тоже будет маленькой.
Дом, в котором живет Лидия Алексеевна, поделен на несколько частей. У нее — сорок квадратов, небольшой участок земли, где женщина выращивает овощи. По ее словам, она ютится в доме вместе с дочерью и двумя внуками, один из которых — инвалид.
— В прошлом году, когда приходил застройщик, мы спросили его: «А можем ли мы обменять на квартиру?» Они сослались на то, что у них квартиры дорогие и мы в них не попадаем, — рассказывает женщина.
Чуть позже она всё же назвала сумму оценки зарегистрированного на ее дома с земельным участком. Его оценивали в прошлом году в четыре миллиона рублей. По мнению тюменки, она не купит на эти деньги ничего, никакую недвижимость.
— В этом не жду многого. Получается, что застройщик карманы себе набивает, а мы тут как бы никто, — поделилась своими эмоциями женщина.
Григорий
— Против, конечно, переезда, — начинает свой монолог взрослый мужчина, вышедший в жаркий день с голым торсом на небольшую проселочную дорогу из своих владений.
Его зовут Григорий. Он — сосед Лидии Алексеевны. Видно, что за домом он ухаживает основательно: нет ни одной разрушенной деревяшки, около него — аккуратный палисадник. Дом закрывает зелень от рядом растущих кустарников и деревьев.
— У меня сын на СВО (в оригинале мужчина использовал другое слово. — Прим. ред.) второй год уже. Вот только что ушел из отпуска туда обратно. Вот он за нашу страну воюет, а нас... (мужчина на секунду задумывается, подбирая слова. — Прим. ред.) Сказал бы грубо, да тут женщины. Ну нас имеют, — эмоционально высказывается Григорий.
В этот дом тюменец переехал лет 35 лет назад. У жены умерла мама, и они решили жить здесь — в частном секторе, где городская суета, как кажется, достаточно далеко.
Когда начинались разговоры о том, что здесь панируют провести реновацию, по слухам, предлагали по 100 тысяч за сотку жилья и отдельную сумму за земельный участок. Выходило около 15–16 миллионов, что вполне устраивало хозяина и его семью. Реальность оказалась другой: за дом на две секции дали 15 миллионов.
— А у меня тут всё есть. Теплица, огурцы, всё там растет. Хочешь тебе банька, хочешь бассейн. Вот приезжал сын в отпуск с друзьями и детьми — так они из него не вылезали, — рассказывает тюменец.
Григорий приглашает внутрь, за аккуратную оградку. По дороге он прихватывает немного металлических стержней, убирая их от калитки и унося на участок, чтобы для чего-то их использовать.
Внутри оградки хороший деревенский порядок. Недалеко от входа стоят две клетки: по словам Григория, он держал тут зайцев. Рядом с клетками — мангал и уголь. За ними — основательная теплица, остов которой из металла, а сама она обшита поликарбонатом. Внутри — зреющие помидоры и огурцы. О своем урожае, да и в целом о жизни хозяин рассказывает с гордостью.
Рядом с теплицей поставлен каркасный бассейн. Вокруг него разбросаны детские игрушки.
— Ну вот куда мне переезжать в 65, если я долгое время здесь прожил? Я привык так жить. За городом — даже не рассматриваю. Там воду пить невозможно. Да и на ту сумму, которую нам предлагают, не купить ничего. Идеальный вариант, если мы здесь и останемся, — заканчивает общение хозяин.
Гаражи и развалины
На улице слышен шум большой дороги — недалеко от сюда проходит огромная улица Дамбовская, а также развязка на пересечении с Мельникайте. Оставшиеся после частного сектора, редкие деревья не дают защиты от этого шума.
Дом рядом с Георгием практически разобран. На участке, на котором когда-то и кто-то жил, — строительный мусор и остатки от стен. Дальше по улице еще пара деревяшек, а в конце, в тупике стоят три гаража. У одного из них стоят остатки от душевой кабины.
За гаражами — овраг. В нем располагаются гаражи — точнее то, что от них осталось. Некоторые перекрытия рухнули, на других видно, что они уже давно брошены. Хотя часть гаражей закрыты на прочные замки, а рядом стоят машины, не чувствуется, что они используются по прямому назначению.
Выезд из гаражного кооператива — только на Дамбовскую. Там уже немного другая жизнь — со свистом проносятся проезжающие автомобили. Вдоль стоят остатки недвижимости пока еще живого бизнеса — в одном здании покупают лом, в другом — автомойка.
Напротив, через огромную развязку стоит большой жилой комплекс. Через несколько лет ему в окна будут смотреть другие, большие многоэтажки.
Ранее мы писали, что из-за реновации власти забирают больше 50 жилых домов.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.