К покупке квартиры нужно подходить с полной серьезностью. Недвижимость сегодня стоит огромных денег, а некоторые еще и берут их в долг на десятилетия. Хочется знать, что все усилия окупятся комфортным теплым жильем. И поэтому терять бдительность нельзя! Мало кто из нас по-настоящему разбирается в строительных нормах и может нарваться на недобросовестного застройщика. Вы купите квартиру, примете ее, начнет делать ремонт и ахнете! Дефекты потянутся один за другим, заставляя вас выкладывать всё больше и больше денег.
Всего этого можно избежать, если прийти на приемку квартиры с профессионалом. Такая услуга появилась относительно недавно. О ней знают немногие, а зря! Как это происходит, зачем нужно и сколько стоит? Пообщались с Виталием Шевелевым, управляющим тюменским филиалом компании «Брик Приемка».
«Точно знаем, как должно быть и как — нет»
— Что такое приемка квартиры?
— Это процесс выявления дефектов, отклонений от строительных норм и правил. Мы проверяем каждый уголок квартиры на соответствие требованиям. Приемка направлена на то, чтобы выявить все дефекты и предупредить собственника о них. Это могут быть ошибки строителей либо ошибки в проекте, либо уже эксплуатационные какие-то.
— Что именно входит в приемку?
— Если это зимний период, то мы рекомендуем проводить тепловизионное обследование. Это нужно делать в отопительный сезон. Рекомендуется, чтобы температура наружного воздуха была ниже -4 градусов. В Тюмени это период где-то с середины ноября до апреля примерно. После «тепловизионки» мы приступаем к основному осмотру. Это проверка вертикальности стен, горизонтальности стяжки пола, отклонений по монтажу оконных конструкций и их дефектов, работы фурнитуры оконных конструкций, разводки системы отопления, радиаторов отопления на наличие дефектов, правильности подключения и работы вентиляции, а также работы системы водоснабжения, водоотведения и канализации. Смотрим и прочность стяжки пола, и правильность нанесения штукатурки. Если уже есть разводка электрики, то и ее проверяем. Для всего есть свои нормы. Мы точно знаем, как должно быть и как — нет.
— Получается, что квартиру лучше принимать зимой? Летом дефекты по теплу никак не выявить?
— Однозначно лучше зимой. Будет полная картина по дефектам. Конечно, и летом есть косвенные признаки того, что будет промерзание. Допустим, если мы видим, что при закрытых окнах в примыкании подоконника и рам есть инфильтрация. То есть рукой чувствуется, что дует. Есть и прибор специальный, которым можно проверить, зафиксировать. Скорее всего, зимой в этом месте будет промерзание. Есть и визуальные признаки, например, пустоты в монтажном шве. Но тепловизором всё же надежнее.
— Сколько времени занимает проверка квартиры?
— Зависит от площади. В любом случае вся работа в пределах одних суток. Например, двушка в 50 «квадратов» в районе двух часов. На месте уже распечатываем готовый документ с указанием всего перечня дефектов, которые выявили, и передаем собственнику.
— Сколько человек выходит на приемку?
— Один человек. Это специалист, которого мы обучили. Приветствуется базовое строительное образование или опыт работы в строительной сфере. Всем нюансам мы обучаем, даем нормативные базы и учим работать с оборудованием. Мы используем тепловизор, склерометр, дальнометр, разные уровни и многое другое.
— Вы принимаете только новостройки? Или вторичку тоже можно?
— Готовое жилье тоже принимаем. Там точно стоит провести тепловизионный осмотр. Мы всё-таки живем в Тюмени. Этой зимой в декабре ударило -35 градусов. У всех окна запотели. Это, конечно, неправильно. Еще можно поискать дефекты недавно сделанного ремонта. Или проверить помещение перед ним, чтобы знать, чему стоит уделить внимание. Также перед покупкой можно проверить жилье, и в случае выявления значимых дефектов договориться с собственником о скидке. Такое тоже бывает.
— А что насчет коммерческой недвижимости? Или частных домов?
— Да, конечно. Приемка пользуется популярностью при покупке дома. Это такой момент, сложный. Дом стоит больших денег и сложнее устроен. Всё-таки с квартирой проще, там дефекты более заметны. Мы принимаем и новые дома, и старые, и с чистовой, и с черновой отделкой. Но большая часть наших клиентов — всё равно покупатели квартир в новостройках.
«Мы не стараемся породить потребительский экстремизм»
— С какими дефектами вы сталкиваетесь чаще всего?
— Это отклонение стен по вертикальности и стяжки пола по горизонтальности. Почти в каждой квартире есть проблемы с оконными конструкциями. Это слабое место. Находим либо дефекты стеклопакетов (царапины, потертости, окалины), либо на самих рамах и створках оконной конструкции. Это неизбежно приводит к проблемам с сохранением тепла в помещении.
— Это критичные дефекты?
— Неровности на стенах, на стяжке пола никак не повлияют на качество жизни. Это легко и быстро устраняется. Можно заставить застройщика, а можно и самому исправить в процессе ремонта. На это можно при приемке практически закрывать глаза. А вот то, что касается «тепловизионки», то это, конечно, серьезный дефект. Потому что в будущем это промерзание потенциально. У человека в квартире будет холодно, будет образовываться лед на окнах и подоконниках. И, как следствие всего этого, плесень и нарушение микроклимата помещения.
— Почему такие серьезные ошибки при строительстве допускаются?
— Потому что строительством занимаются люди. Они ошибаются, как и все. 90% того, что происходит на объектах, это человеческий фактор.
— А на какие дефекты не обращают внимания обычные люди?
— Практически каждый клиент в конце осмотра говорит: «Я бы просто зашел в квартиру, посмотрел стены: белые, красивые. И принял бы». Люди не обращают внимания вообще практически ни на что, ничего не видят. Недавно был забавный случай. Я зашел в санузел и вижу на полу отверстие в другую квартиру. Можно с соседями поговорить! Такого быть не должно ни при каком раскладе. А клиент заходит, смотрит, и ему всё нормально! Он даже не заметил. Но бывает такое, конечно, что клиент идет с нами и параллельно накидывает список дефектов. Они не всегда обоснованы. Мы часть отсеиваем.
— Застройщики пользуются неопытностью людей?
— Конечно, они стараются те дефекты, которые мы считаем критичными, выставить несущественными. Бывают такие недочеты, устранение которых мало времени занимает. Но если застройщик этого не сделает, качество жизни человека сильно ухудшится. А бывают неочевидные вещи. Например, то, что верхние и нижние части проходки стояка канализации через перекрытие должны быть зачеканены противопожарным составом. Чтобы, не дай бог, в случае распространения пожара стояк канализации перекрывался, и по нему распространения пожара не было. Если этого не сделать, в случае пожара огонь пройдет между этажами. Об этом никто обычно не думает.
— Как застройщики вообще относятся к приемщикам?
— По-разному. Есть компании, которые резко негативно относятся. Причем дело не в качестве их строительства, а просто в принципиальности. Пытаются найти лазейки в законах, чтобы не пустить с клиентом на объект. Странные требования выдвигают и к специалисту, и к оборудованию. Но если смотреть в целом, то всё хорошо. Были конфликты на первоначальном этапе, когда услуга в Тюмени только появлялась. Но сейчас представители застройщиков видят, что мы не стараемся породить потребительский экстремизм (целенаправленное злоупотребление клиентом правами потребителей с целью получить выгоду. — Прим. ред.). Мы не ведемся на поводу клиентов, которые хотят больше замечаний. Мы всё аргументируем.
— Много ли в Тюмени компаний, которые занимаются приемкой?
— Тех, которые специализируются именно на приемке, не так много. На слуху две-три компании. Есть фирмы, которые занимаются строительной экспертизой или ремонтами и попутно приемку осуществляют.
— Много ли людей знает о возможности приемки квартиры со специалистом?
— Количество людей с каждым годом растет, но пока всё равно недостаточно. Даже в профессиональной среде не все в курсе. Еще есть над чем работать. Пока клиенты узнают о нас через сарафанное радио. Кто-то сделал, знакомым рассказал, а те заинтересовались.
— Кто ваши клиенты?
— Очень разные люди. Но чаще заказывают приемку те, кто купил квартиру в ЖК комфорт-класса. Либо те, кто купил в экономе, но большую квартиру. В целом это те люди, кто вложил много денег в покупку жилья.
«Стараемся не загибать цены»
— Как вы считаете, в Тюмени большая часть застройщиков строит хорошо? Или плохо?
— Большая часть крупных застройщиков строит приемлемо, подходящее слово. Немаловажно и то, что они адекватно реагирует на замечания. Даже есть тенденция, что какие-то комплексные проблемы исправляются. Например, в одном проекте застройщик, мы находим дефект, а в его следующем ЖК это уже предусмотрено! На ошибках учатся. Это приятно.
— Имеет ли заключение приемщика квартиры юридическую силу? Если, например, возникнет конфликт застройщика и собственника.
— Отмечу, что результат нашей работы — это акт осмотра помещения. На основании этого документа можно предъявить претензии застройщику и заставить его что-то делать. Но только если всё это решается по договоренности и в досудебном порядке. Но если разногласия неразрешимы и покупатель вынужден обратиться в суд, то ситуация немного другая. С нашим заключением можно подать иск, но решение будет выноситься уже на основе доводов судебной строительно-технической экспертизы. Это уже более серьезное мероприятие.
— Зачем человеку заказывать приемку квартиры? В чем ценность этой услуги?
— Чтобы понять, насколько качественно построено жилье и безопасно ли жить там. Что будет с вашей недвижимостью в будущем, не разрушится ли она под воздействием влаги и холода. А глобальная цель нашей компании и профессии — повысить качество строительства в стране.
— Ну и самый главный вопрос: сколько это стоит?
— Это зависит от площади объекта и услуг, которые клиент включает в пакет. У нас есть минимальный и максимальный. В минимальном пакете документ готовится от имени собственника. Это таблица с указанием дефекта и его локации. В максимальном — документ готовится от имени компании. К каждому дефекту мы привязываем фотографию и описание. Цена начинается от трех тысяч рублей. Приемка квартиры, например, в 50 «квадратов» будет стоит 10–15 тысяч рублей. В масштабе покупки недвижимости это совсем немного. Это адекватно: мы стараемся не загибать цены.
— Какие можете дать советы людям, которые принимают квартиру сами?
— Возьмите с собой хотя бы зарядку для телефона, чтобы проверить розетки. Или индикаторную отвертку. Вентиляцию можно проверить простым листом бумаги. Он должен втягиваться, когда подносите к решетке. Но это вопрос работает или нет. А правильно ли работает — вы без специалиста не определите. Стеклопакеты нужно просто хорошо осмотреть на наличие царапин, сколов и других дефектов. Попробуйте открыть и закрыть окно, так вы проверите фурнитуру. Проведите рукой по монтажным швам, дует ли из них. Стены и пол визуально можно осмотреть. Можно уровень взять с собой, это не запрещено. Проверьте, осыпается ли штукатурка, крошится ли стяжка. Такого быть не должно. В целом надо просто быть внимательным, обращать внимание на детали и задавать вопросы, если в чем-то сомневаетесь.
Ранее мы рассказывали, кто такие хоумстейджеры. Они занимаются тем, что готовят квартиры к продаже или аренде. Да так, что сроки продажи сокращаются до нескольких дней, а сделка становится значительно выгоднее. Секретами этой редкой профессии поделилась ее представитель из Новосибирска.
А если вас интересует тема ремонта, то читайте наш обзор полезных блогов. Авторы делятся лайфхаками, которые вы можете использовать у себя дома и сэкономить немало денег. Особенно если вы хоть что-то умеете делать руками.
Вы знали о том, что бывает профессиональная приемка квартир?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.