В прошлом году вступил в силу закон, позволяющий проводить процедуру банкротства в отношении физических лиц. Какими последствиями это нововведение может обернуться для должников-ипотечников, рассказывает юрист Алексей Степанов.
«Кризис перевернул планы многих. Особенно пострадали потерявшие постоянный доход ипотечники, взявшие у банков крупные суммы. Многие юристы сегодня уверены, что лучшим выходом для неплатежеспособного должника является банкротство. Может быть и так. Но мы же говорим не о папках учредительных документов, как это бывает в случае с юрлицом, а о живом человеке. Людям, следующим нормам морали и нравственности, объявить себя банкротом непросто, несмотря на огромные долги. Трудно во всеуслышание сказать, что ты не умеешь вести дела и с тобой лучше не связываться. К этим неприятным мыслям добавляется страх перед будущим. Возникают обоснованные вопросы: а что же будет потом? Возьмут ли меня на работу и дадут ли кредит? Не ограничат ли выезд за границу?
Давайте попробуем разобраться в последствиях банкротства физического лица. Закон говорит, что банкрот не может занимать руководящие должности только в течение трех лет после проведения процедуры. Но давайте признаем, что в крупную компанию или на госслужбу бывшего банкрота вряд ли возьмут. Скорее всего, откажут по формальным основаниям. Не стоит рассчитывать и на крупный кредит, например, на покупку новой квартиры. Хотя по закону получить займ можно при обязательном уведомлении банка о состоянии банкротства на протяжении пяти лет после признания. И еще, в течение такого же срока вы не сможете повторно обанкротиться.
Конечно, для человека, не обременяющего себя строгой моралью, эти последствия – пустой звук. Они покажутся безболезненными для мошенников. Это приемлемо и для людей, измученных коллекторами, службами безопасности банков и криминальными элементами, которые стараются выбить долг любой ценой. Задолженность в этом случае как безнадежно больной зуб – легче вырвать, чем мучиться.
Несмотря на все заверения юристов, процедура банкротства будет сложной. Кредиторы горой стоят за свои деньги. Банки, например, будут пытаться доказать, что вы получили кредит с нарушением правил, например, предоставили неверные сведения о доходах. Если докажут – банкротства не будет.
Но банкротство несет и пользу, прежде всего психологическую. Например, это отличный повод признать, наконец, свое реальное место в жизни. Признать себя таким, какой ты есть, и перестать казаться кем-то большим. Лучше банкротом твердо стоять на ногах, чем пытаться выкрутиться, стоя на цыпочках, плодя все новые и новые долги. Признание своей несостоятельности – это способ начать новую жизнь.
Помните, как в школе обещали себе с 1 сентября стать отличником? Бросить курить с Нового года во взрослом возрасте или похудеть с понедельника. Многое ли удалось осуществить? Многие неудачи человека связаны с тем, что сигналы судьбы в виде тройки в четверти или бронхита курильщика он воспринимает лишь как «последнее китайское предупреждение».
По мнению психологов, судьба человека – быть счастливым. Может ли человек, признанный банкротом, быть счастливым? Я думаю, что нет. Безусловно, поначалу некоторые испытают радость от того, что избавились от долгов. Но это ощущение счастья кратковременно, человек останется наедине с самим собой, в отсутствие навыков жить и быть самодостаточным. Признайтесь себе, разве к банкротству привели лишь обстоятельства, кризис или увольнение с работы?
Барон Данглар в романе Дюма «Граф Монте Кристо» сказал: «Я не против банкротства, но банкротство должно обогащать, но не разорять». На мой взгляд, для банкрота важнее обогащение не материальное, а духовное. Обогащение ума знаниями, умениями, навыками, которые в последующем не допустят вашего нового банкротства».
Алексей Александрович Степанов – специалист в области юриспруденции. Создатель собственной методики досудебного урегулирования споров. Помимо юридических наук, активно изучает психологию и консалтинг. Признает, что его взгляды на юриспруденцию не всегда совпадают с общепринятыми. Предпочитает работать вне учреждений, вне правил, вне системы. В настоящее время руководит юридическим бюро «Алексей Степанов и партнеры».