Как оптимизировать офисные расходы владельцу бизнеса в кризис? Первое, что приходит в голову: переехать в офис поменьше или помещение ниже классом. Но как выжить в маленьком офисе, не потерять репутацию и ценных сотрудников? На помощь приходят эргономичный дизайн и нетрадиционные способы пространства. Заглянем в офисы к владельцам известных компаний и мировых брендов и узнаем их секреты экономии.
Долой стены
Коридорная планировка бизнес-центров постепенно уходит в прошлое. Новейшие бизнес-центры теперь строят по принципу «опен-спейс» и сдают в эксплуатацию без внутренних стен. Эта тенденция, возникшая в офисном дизайне несколько лет назад, пригодится в кризис. Отсутствие стен высвобождает немало свободного места, на которое можно поставить лишний стол с компьютером. К тому же каждый новый собственник выстраивает пространство под себя, отщипывая от общей территории подходящий «кусок». Разграничивают зоны легкими перегородками из стекла или пластика или же оставляют пространство голым.
Противники «опен-спейсов», в свою очередь, жалуются на излишний шум, невозможность сосредоточиться или совершить деловой звонок. Архитекторы же предлагают им золотую середину – мобильные стены. Минусы открытого офиса решают перегородки, работающие от пульта управления. Нажимаете на кнопку – и появляющаяся стена создает нужную камерность. Провели переговоры или сделали важный телефонный звонок – долой стены обратно!
Такой способ разграничения офисного пространства испробовали на себе сотрудники гамбургского отделения компании Syzygy agency и, судя по всему, остались довольны ноу-хау. На коллаже видно, как стена золотисто-песочного оттенка появляется и отгораживает личное пространство сотрудника. Еще одна особенность этого немецкого офиса – гладкие белоснежные столы, соединенные вместе и представляющие собой одно большое рабочее пространство. Столы могут принимать бесконечное число форм, что опять же удобно для собственника с нестабильной кадровой политикой.
Авторы проекта: студия Eins:Eins architecten
Всем встать!
Британские ученые недавно совершили очередной прорыв в медицине и заявили, что работать сидя... вредно. Идею подхватили американцы, объявив настоящую войну традиционной офисной мебели. Взамен громоздким компьютерным столам и неуклюжим стульям, занимающим слишком много пространства, предложили компактные конторки. За столом на высокой ноге можно работать стоя или облокотившись на специальный табурет, больше напоминающий подлокотник.
Помимо экономии места, работодатель, отказавшийся от сидячих рабочих мест, получает красивых и здоровых сотрудников. Его штат вскоре попрощается с целлюлитом, геморроем и прочими типичными болячками белых воротничков. А те, кто возьмет за привычку переминаться с ноги на ногу во время работы, еще и обзаведутся накачанными икрами. Кстати, идея уже разнеслась по миру – о стоячих рабочих местах задумались в некоторых подразделениях Google и Facebook. Руководство социальной сети пошло еще дальше и закупило беговые тренажеры, на которых можно заниматься, не отрываясь от компьютера и рабочего процесса.
А в голландской дизайн-студии RAAAF считают, что работать полезно и вовсе в любой позе. А если устал, то не зазорно и прилечь. Совместно с художницей Барбарой Виссер они разработали концепт инновационного офиса без стульев и столов. Каждый служащий The End of Sitting выбирает удобное для себя место. Правда, площадка пока экспериментальна, ее можно увидеть в одной из галерей Амстердама.
Фото с сайта Archdaily.com, автор Jan Kempenaers
Офисный хендмейд
Кризис ударил так сильно, что и пластиковая конторка оказалась не по карману? Подключайте фантазию и подручные материалы. Оказывается, сэкономить на рабочей мебели можно, соорудив ее своими руками. Покрыть лаком или перекрасить старые столы и стулья – это слишком банально, посчитали еще одни дизайнеры из Нидерландов и предложили концепцию картонного офиса.
Этот проект Alrik Koudenburg и Joost van Bleiswijk сделали не от скуки, а на заказ – для рекламного агентства Nothing из Амстердама. Используя уникальную модульную систему без применения винтов и клея, они в буквальном смысле сложили интерьер из коробок.
Здесь есть все, что нужно для комфортной работы: кухня, конференц-зал, переговорная, рабочие места и кладовая. На создание картонного офиса потребовалось 500 квадратных метров материала. Говорят, что картон не закупали специально, а собирали чуть не на мусорках, вывозили с крупных гипермаркетов и складов. Следование идеям повторной переработки отходов – принципиальное решение голландских хендмейдеров. Удивительно, но, по признанию самих авторов, работать в картонной атмосфере мечтают многие – на дизайнеров буквально посыпались новые заказы.
Фото с сайта Homedsgn.com, автор Joachim Baan
В офисе – как дома
Не в силах обеспечить сотрудников просторным и удобным помещением? Компенсируйте неудобства приятными «плюшками» и бонусами. Боксерские груши для вымещения стресса, аэрохоккей, комнаты с компьютерными приставками и набором игр – этим уже никого не удивишь. Известные в мире интернет-компании, кажется, продемонстрировали миру все способы повышения лояльности коллектива.
Психологи же рекомендуют поступить проще и всего лишь создать приятную атмосферу на рабочем месте. Не кормить «бесплатной» едой, вычитая из зарплаты, а обустроить удобную мини-кухню. Или разместить небольшое кафе на месте стандартной зоны ресепшен. Всего пара столиков, несколько стульев, кофе-машина и бармен за стойкой в роли секретаря, и штатное настроение взлетит вверх. В этом убедились в датском офисе компании IG&H. По словам руководства фирмы, такая необычная welcome-зона позволяет с удобством проводить неформальные встречи с клиентами, не тратиться на дорогие бизнес-ланчи и просто отвлечься в разгар рабочего дня. Сотрудникам датской компании к тому же разрешают посещать кафе не только в обеденный перерыв, но и переносить за столики часть рабочего процесса.
В офисе компании Jet Brains воссоздали образ «мягкой комнаты». В зоне отдыха установили мягкие пуфики и кресла-качалки. Мягкую атмосферу создает отделка из дерева и войлока. Говорят, такой интерьер без затей стоит недорого, зато отлично расслабляет и снижает уровень стресса.
Фото с сайта Siliconrus.com
Экономим на коммуналке
Чем меньше офис, тем дешевле его содержать. Однако затраты на свет, воду и отопление можно и вовсе свести к нулю. Например, выбрав для аренды здание с «зеленым» сертификатом. Экодевелопмент в России только начинает развиваться, в Москве лишь несколько офисных высоток имеют сертификаты международного уровня. В Европе же строительство экологичных зданий живет давно. В Лондоне, к примеру, все бизнес-центры класса А строятся в соответствии с энергосберегающими технологиями. Лидером же по неэффективности признан построенный пять лет назад в Китае Pearl River Tower. Эта 309-метровая бизнес-башня сочетает в себе, пожалуй, все энергоэффективные ноу-хау человечества.
Электричеством офисы бизнес-центра обеспечивают солнечные батареи нового поколения. А дополнительную электроэнергию получают из четырех ветрогенераторов, интегрированных в конструкцию этажей. Необычная конструкция стен позволяет максимально эффективно использовать энергию воздушных масс.
На западном и восточном фасадах и в верхней части башни вмонтированы специальные солнечные и фотопанели. Они накапливают солнечный свет и буквально обогревают здание, позволяя не тратить на дорогостоящее отопление. В жару же сотрудников бизнес-центра спасают специальные каналы, по которым циркулирует хладоагент. Кроме того, на окнах установлены особые жалюзи, они меняют свое положение автоматически в зависимости от положения Солнца. Это позволяет большую часть дня обходиться без искусственного освещения. Примечательно, что авторами китайского проекта выступили американцы – инженеры из Skidmore, Owings & Merrill.
Фото с сайта Energytrendsinsider.com
Фото: Фото с сайтов Einszueins.eu, Archdaily.com, Homedsgn.com, Siliconrus.com, Energytrendsinsider.com.