В Госдуме приняли закон, который разрешает не публиковать декларации о доходах и имуществе депутатов и сенаторов. На этой неделе, 1 февраля, инициатива должна пройти одобрение в Совете Федерации, а после — у президента. Нет сомнений, что это произойдет. Законопроект должен вступить в силу с 1 марта.
Новые правила коснутся тюменских депутатов. Проще говоря, мы не узнаем, какие доходы у наших народных избранников за 2022 год. Только если сами они не захотят рассказать о них. Но и здесь пока что есть вопросы без ответа — где и как публиковать сведения.
Не исключено, что подобную информацию скроют и другие госслужащие. Губернатор Александр Моор, например, тоже не будет публично декларировать доходы.
Разбираемся, почему власти решили скрыть данные и для чего.
О чем речь?
На прошлой неделе Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении закон, который освобождает депутатов и сенаторов от обязательной публикации своих деклараций о доходах и имуществе в публичном доступе. Они всё равно должны отчитываться, но в Сети будут размещать обобщенную информацию без персональных данных — количество поданных и неподанных деклараций, выявлены ли в них нарушения, без указания имен и фамилий.
Помимо этого, полномочия региональных и муниципальных депутатов прекратят, если они отсутствовали на заседаниях заксобрания в течение шести месяцев подряд.
Изменения касаются региональных и муниципальных депутатов. Закон позволит не предоставлять декларации тем народным избранникам, которые работают на непостоянной основе — то есть это их не основная работа и они на ней не получают зарплату. Отчитываться им нужно будет после избрания и если в течение отчетного года совершили крупные сделки, которые превышают общий доход депутата и его супруги (супруга) за три предыдущих года. Если он не предоставил декларацию, то сообщает, что сделок не было.
Раньше же декларационная кампания проходила в первой половине года. Депутаты сдавали отчетность в публичном пространстве — на сайтах областных, городских дум и так далее — раскрывали сведения народных избранников, их жен или мужей и несовершеннолетних детей. Указывали денежные доходы, автомобили, недвижимость в собственности и в пользовании.
«Избыточные трудности» и лень
В пояснительной записке сказано, что значительная часть региональных и муниципальных депутатов выполняет свои функции на непостоянной основе. Как правило, они совмещают эту деятельность с основной работой — в бюджетной сфере или в предпринимательской.
— В то же время обязательное ежегодное декларирование сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей создает избыточные трудности при ежегодном прохождении процедуры декларирования, сборе необходимых для этой процедуры документов, — указывается в качестве объяснения в документе.
Проще объяснял Павел Крашенинников, председатель комитета по государственному строительству и законодательству, один из авторов законопроектов. В интервью «Комсомольской правде» он говорил, что основная часть депутатов на местном уровне работает не на постоянной основе и всё равно вынуждены подавать декларации. Из-за чего бизнесмены или общественники отказывались избираться. Как отметил Крашенинников, «надо возиться» с оформлением и подачей декларации.
— Понимаешь, проще говоря, не всем это интересно, не всем это охота делать — лень… Кто-то не хочет показывать свои доходы. В общем, разные причины, — объяснял он.
Практика публичной отчетности доходов в российской политике появилась больше десяти лет назад. Ее в 2009 году ввел Дмитрий Медведев, занимавший тогда должность президента страны. Теперь данные закрывают.
Доходы губернатора мы тоже не узнаем
Декларации тюменских госслужащих ранее тоже публиковали в открытом доступе: губернатор, сотрудники правительства, депутаты и многие другие. Из этих данных мы узнавали, кто заработал за год один миллиард рублей, а у кого есть заграничная недвижимость. На основе информации, сравнивая с доходами за другие годы, можно было предположить, за какую сумму жена главы региона продала квартиру в центре города его другу-бизнесмену.
Тюменская областная дума, ссылаясь на новый закон, тоже теперь закроет информацию о доходах. Но пока она есть в публичном пространстве.
— До принятия Федерального закона и вступления его в законную силу опубликование сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов областной думы, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), на сайте Тюменской областной думы будет осуществляться с учетом установленного действующим федеральным и областным законодательством порядка, — объяснили в облдуме.
Какой доход был у губернатора Тюменской области Александра Моора в 2022 году, мы теперь тоже не узнаем. В региональном инфоцентре в ответе на запрос корреспондента 72.RU сослались на указ президента России от 29 декабря прошлого года. В нем сказано, что в период проведения СВО и до издания соответствующих актов размещение в публичном доступе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и предоставление таких данных СМИ для публикации не осуществляются.
— В этой связи размещение в открытом доступе, в том числе на официальном портале органов государственной власти Тюменской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных в 2023 году за отчетный 2022 год, не планируется, — добавили там.
Иван Вершинин, депутат Тюменской областной думы от ЛДПР, комментируя законопроект, высказывает мнение, что в обязательном порядке должны сдавать и показывать декларации только депутаты на зарплате. По поводу тех, кто работает на общественных началах в заксобрании, задается вопросом — почему они должны отчитываться о доходе, если из бюджета ничего не получают.
— Тезис о том, что это некая защита от коррупционной составляющей, весьма неоднозначный. У нас неоднократно бывали ситуации, когда возбуждались уголовные дела по каким-то коррупционным темам в отношении тех представителей власти, к которым не было вопросов в рамках декларационной кампании. То есть, если человек показывает свой доход в декларации, это же понятно, что какой-то криминальный, нелегальный доход он показывать никогда не будет, — говорит Вершинин.
До этого мы активно рассказывали про декларации госслужащих. В 2021 году доход Александра Моора составил 16,6 миллиона рублей, а годом ранее — 14,5 миллиона рублей. Его заместители тоже отчитывались. В 2021 году самым богатым был Сергей Шустов, отвечающий в регионе за строительство. Его доход составил 12,3 миллиона рублей.
Половина депутатов Тюменской областной думы получает зарплату в заксобрании. Их определили в сентябре 2021 года на первом заседании после выборов. Оставшаяся часть работает на общественных началах. Среди таких депутатов — генеральные директора крупных компаний. Например, руководитель холдинга «Автоград» Алексей Салмин в 2021 году отчитался о доходе в размере 49,4 миллиона рублей; Николай Руссу, гендиректор «Мостостроя-11», задекларировал 63 миллиона рублей; доход Игоря Нака, генерального директора АО «Ямалтрансстрой», составил 92,3 миллиона рублей.
Этой осенью в Тюменской области должны состояться выборы губернатора. Действующий глава региона Александр Моор пока не решил, будет ли баллотироваться на новый срок.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.