Все ведущие агентства планеты в минувший четверг обсуждали смерть лидера ливийской Джамахирии Муамара Каддафи и возможные сценарии развития событий в Северной Африке после гибели одного из самых несвергаемых до недавнего времени правителей. Напомним, глава Ливии правил страной более 40 лет. Что теперь ждет эту страну, а также соседние государства, где тоже неспокойно, и как обстановка в этом регионе отразится на геополитической ситуации в мире, однозначно никто сказать не может.
Из других событий недели отметим пресс-конференцию мэра Москвы Сергея Собянина, посвященную итогам первого года работы бывшего губернатора Тюменской области во главе правительства столицы, а также беспорядки в Греции, вызванные глобальным коллапсом местной экономики и как следствие – мощным социальным напряжением. Мнения аналитиков о том, как ситуация в еврозоне отразится на экономическом климате в России, расходятся. Свое мнение по этому поводу сегодня нам высказал главный редактор русской службы одного из крупнейших информагентств планеты – Reuters – Алексей Калмыков.
– Сойдет ли на нет сопротивление проправительственных сил Ливии после убийства Каддафи и что ждет эту страну в ближайшее время?
– Как журналисту, то есть человеку любопытному и въедливому, мне интересно следить за развитием событий в этом регионе, которое продолжается уже достаточно долго и принимает все более сложный оборот. Тем более, что Reuters первым из информационных агентств сообщило о смерти Каддафи. Но это к слову. Но даже те эксперты, которые находятся сейчас в непосредственной близости к месту событий, сегодня не могут дать однозначных прогнозов, как может повернуться ситуация в ближайшее время. Предлагаю подождать с выводами, к чему может привести гибель главы государства. Думаю, скоро мы поймем, чем это обернется.
– Сергей Собянин, который в свое время работал в Тюменской области, отчитывается в эти дни за первый год работы в должности мэра главного города России. Ощущаете свежий взгляд на управление городским хозяйством после многолетнего лужковского правления?
– Мне довелось в свое время пообщаться с Сергеем Семеновичем, когда он еще возглавлял в Ханты-Мансийске местную думу. Так что то, что он из ваших краев, мне хорошо известно. Если говорить не с позиции журналиста, а с позиции простого москвича, есть вещи, которые мне не очень понятны. Хотя я не уверен, например, что Собянин лично распорядился ставить машины на тротуар на Тверской улице или упразднил парковку в ряде мест, или плитку переложил. В то же время, несомненно, прогресс по отношению к деятельности предыдущего руководителя столичной администрации, персонажа экстравагантного, ощущается – политика управления городом стала более спокойной, взвешенной.
При этом я понимаю, что мое мнение, моя оценка особой ценности не имеет и никого не интересует, поскольку мэра мы не выбирали, нам его назначили. Стало быть, спрашивать о том, справляется нынешний мэр или нет, надо, прежде всего, у президента Медведева. Если же говорить о каких-то конкретных изменениях после прихода Собянина, то Москва достаточно большой город, чтобы один человек, пусть он и мэр, мог за год что-то кардинально изменить в его жизни. Но повторюсь, как бы мы, москвичи, к нему, к его словам и поступкам ни относились, наша оценка вряд ли повлияет на его судьбу на этой должности. Потому что мы в вопросе назначения-выборов мэра не участвуем.
– Очередные беспорядки в Греции, вызванные тяжелейшей экономической и социальной ситуацией в стране, являются отражением тяжелого кризиса в еврозоне в целом. Есть у вас свое представление об экономических проблемах Европы и о том, как это отразится на нашей стране и жизни ее граждан.
– Во-первых, я надеюсь, что все волнения и беспорядки в Греции в ближайшее время улягутся, потому что у меня на Новый год заказаны билеты в эту страну, я планирую там отдохнуть и надеюсь, что никакие местные катаклизмы этому не помешают. Билеты сдавать не собираюсь, я верю в греков. (Смеется.) Что касается ситуации в целом, то лучше о ней расскажут, конечно, экономисты. Из того же, что мы видим, все находятся в состоянии непонимания. Насколько я понимаю последствия того, первого кризиса 2008 года еще не исчерпаны. Структура экономики осталась прежней. Способна ли она будет существовать в таком виде и дальше, покажет время.