В Тюмени разгорелся запутанный конфликт между Екатериной Домбровской и образовательным центром «Капельки дождя». Женщина отвела на специальное занятие к педагогам центра своего сына с диагнозом «аутистическое расстройство с умственной отсталостью», где он якобы покусал одного из педагогов.
Так как такого поведения мама за ребенком не замечала, заподозрила специалистов в непрофессионализме. Директор центра Надежда Бакунина не считает, что ее сотрудники сделали что-то не так. Более того, она отмечает, что после жалоб Екатерины их начали заваливать проверками, которые педагоги успешно прошли.
Мы пообщались с обеими сторонами конфликта, чтобы разобраться, что произошло.
«Почему ваш ребенок такой агрессивный?»
— У меня ребенок на инвалидности уже давно. Узнали, что есть организация, которая выиграла грант губернатора Тюменской области на проведение занятий для детей с ментальными нарушениями. Их суть заключается в том, что педагоги в обычной квартире учат детей социально-бытовым навыкам. Покушать приготовить, убраться — это же сложно осваивать таким деткам. Мы прошли собеседование и по всем условиям подошли, — рассказывает Екатерина Домбровская журналисту 72.RU
Занятия в «Тренировочной квартире» (так называется эту услуга) бесплатные, и Екатерина решила попробовать их с сыном. Она отвела ребенка в квартиру, а когда приехала, увидела сына в слезах.
— На занятие меня не пустили: сказали, не положено. А для ребенка с аутистическим расстройством это вообще сложно, резкая смена обстановки, новые люди. И что-то произошло в квартире, не знаю, что. Я пришла, он весь в слезах, истерика, как после стоматолога, а педагоги мне говорят: «Почему ваш ребенок такой агрессивный, почему не предупредили?» А он у меня вообще спокойный. Оказывается, он укусил педагога. Спрашиваю, при каких обстоятельствах, они сказать не могут, — уверяет тюменка.
Она решила в следующий раз попробовать снова, но сын «лег пластом на асфальт» и наотрез отказался возвращаться в эту квартиру. Поэтому пришлось вернуться еще через неделю. В этот раз Екатерину в порядке исключения впустили на занятие.
— Заходим в комнату, и я вижу, что квартира не оборудована под занятия абсолютно. Нет никаких специальных приспособлений, картинок, визуальных инструкций — ничего. Тупо сняли обычную квартиру, — утверждает мама.
Как считает женщина, педагоги «сами не понимают», что делать с такими детьми.
— Сын не повесил куртку, и педагог ему сказала: «Эээ, ты куда пошел, ну-ка быстро вернись, повесь». У меня аж челюсть отвалилась. Во-первых, это грубо. Во-вторых, это очень длинная инструкция для ребенка с умственной отсталостью. Они не понимают таких длинных инструкций, — отмечает Екатерина.
Она уверена, что сына в организации могли обидеть.
Жалоба в департамент
Екатерина решила пожаловаться на организацию «Капельки дождя», которая проводит это занятие. Она отправило официальное письмо на имя директора, разослала несколько жалоб в разные инстанции, в том числе в Департамент соцразвития Тюменской области. Ответ директора Екатерину не устроил.
Женщина утверждает, что «директор центра гордится тем, что таких детей она, работая в 15-ой школе, выселяла на домашнее обучение». Также женщина говорит, что ей сначала отказали в занятиях, так как «больше не работают с умственной отсталостью», а потом пригласили вернуться на занятия, но та уже не согласилась.
— Надоело терпеть такую несправедливость. Запросила у них документы, и выяснилось, что у сотрудников центра нет специального образования, позволяющего им работать с детьми с ментальными нарушениями. Уже не первый раз, когда приходишь по гранту, а ими пользуются люди, которые не знают, что делать, и складывают деньги себе в карман. Еще потом отчитываются, какие они молодцы, — негодует Екатерина.
После этого в «Капельках дождя» начались проверки.
«Человек обиделся и требует крови»
Мы связались с директором «Капелек дождя» Надеждой Бакуниной. Она считает, что Екатерина затеяла конфликт, не разобравшись в произошедшем.
— У нас было множество проверок. Екатерина Анатольевна привела к нам сына на занятие 16 сентября, а 23 сентября наши отношения закончились и начались скандалы. После этого к нам приехали из Депсоцразвития вместе с представителями общественного совета, которые как раз рассматривают такие конфликты — вроде как третейские судьи. Они сказали: «Да, у вас всё в норме. Но вы попробуйте построить с ней диалог». Я позвонила Екатерине, но она отказалась со мной общаться — только в письменном виде, — утверждает директор центра в разговоре с 72.RU.
По словам Бакуниной, они работают в сфере пять лет и с таким конфликтом столкнулись впервые. До этого у них никогда не было проблем с родителями, а все гранты отрабатывались в срок и без нарушений. Как утверждает директор, Екатерина даже не пыталась пойти на контакт с центром.
— Она всё вывернула так, как ей выгодно, в каком-то другом русле. То, что ей говорим мы, департамент и все остальные, к кому она обращалась с жалобами, вообще не слышит. Понимаете, она не предоставила нам никакой возможности с ней вообще хотя бы какой-то диалог начать. Мы все проверки прошли, я ей в установленный законом срок ответила на все вопросы. Потом всё, тишина. И сейчас снова слышу от вас эту историю, — уверяет Надежда Бакунина.
По ее словам, ситуация была иной. Екатерину познакомили с образовательной программой, показали лицензию, она подписала все документы и была в курсе условий, по которым проводятся занятия.
— Мне кажется, что мама не предупредила ребенка, что после школы они поедут на дополнительное занятие, а для детей с аутистическим расстройством смена графика — это тяжело. Когда она его привезла, ребенок, извините, просто офигел от того, что он не домой поехал, а сюда. Такая особенность у детей. Думаю, мальчик просто устал, — уверена директора «Капелек дождя».
Согласно версии, которую изложили педагоги (есть в распоряжении редакции), работавшие в тот день, проблемы начались во время урока.
— В таком обучении тьютор жестами дублирует то, что говорит словами. Когда моя сотрудница показала рукой на тетрадь, ребенок ее тяпнул за руку. Мы рассказали историю матери и спросили, в чем может быть причина, на это она начала орать. А мы ведь в первый раз ребенка видим, мама лучше его знает. Мы просто попросили помочь, подсказать, что могло подтолкнуть к агрессии. Мы ведь не волшебники, поэтому работаем в диалоге с родителями, — делится позицией Надежда Бакунина.
Руководитель «Капелек дождя» поделилась с редакцией дипломами учителей центра. Согласно этим документам, они действительно обучены работать с детьми с РАС и другими нарушениями (расстройство аутистического спектра. — Прим. ред.). Однако педагоги, как утверждает Надежда, не являются по образованию психологами. Из-за этого у них якобы и возникло недопонимание.
— Екатерина Анатольевна требовала, чтобы мы не только обучали ребенка бытовым навыкам, ей нужна была корректировка поведения, а это совершенно другие специалисты делают — дефектологи, психиатры — и за немалые деньги. Мы были готовы пойти навстречу, работать с поведением тоже, но человек всё вывернул наизнанку, обиделся и требует крови, понимаете, — уверяет Бакунина.
Объяснила директор и фразу о домашнем обучении. С ее точки зрения, Надежда говорила не с гордостью, а привела пример из практики коллеги.
— Я ей рассказала историю знакомого педагога, чтобы привести пример агрессии: у нее был ребенок, который не мог себя контролировать и проткнул щеку другому. Его и вывели на домашнее обучение. То есть просто привела пример. Я не хочу расширять границы этого конфликта. Мы готовы были идти на компромисс, — говорит Бакунина.
Неожиданные льготы
Редакция 72.RU направила запрос в Департамент соцразвития Тюменской области. Там подтвердили, что Екатерина жаловалась на «Капельки дождя». Сотрудники ведомства провели проверку и не нашли нарушений в работе центра.
— Был организован выезд в тренировочную квартиру с целью проверки выполнения порядка и условий предоставления гранта. Нарушений в момент выезда не выявлено. При этом руководителю организации было рекомендовано более тщательно озвучивать родителям условия участия в проекте до начала занятий с ребенком, — сообщили в депсоцразвития.
Сама Екатерина уже поделилась, что ей звонили из ведомства после разговора.
— Они меня вчера атаковали. Кучу реабилитаций для ребенка предложили. Потом оказалось, что после их проверки мы не все льготы получали. Любезно объяснили, как нам их получить. Такие душки, — написала тюменка.
Конфликты из-за людей с инвалидностью в Тюмени бывали и раньше. Например, в одном из дворов на Широтной местные жители рассорились с центром реабилитации детей с ДЦП из-за пандуса. Всё из-за пандуса — центр установил его, не спросив мнения жильцов.