Казань третий день живет в состоянии страха. А вместе с ней — вся страна. Из-за стрельбы в гимназии № 175 родители боятся отправлять детей в школы. Говорят, что пока лучше дистанционное обучение. Дети тоже боятся ходить на уроки — особенно те, кто стал невольным свидетелем и участником трагических событий. И подкармливает это чувство незащищенности отсутствие ответов на множество вопросов. Вот часть из них.
Ствол и бомба: были ли взрывы?
Изначально сообщалось, что стрелок пришел в школу и взрывает двери. На самом деле 11 мая Ильназ Галявиев действительно пришел в школу с ружьем и самодельным взрывным устройством. Сначала он ранил 62-летнего работника школы Мулланура Мустафина (на данный момент он находится на лечении в Москве). Были разговоры, что погибла уборщица, успев нажать тревожную кнопку. Кнопку нажала вахтер, успев спрятаться под стол, она, к счастью, жива. Мустафин не работает вахтером в школе, он бывший педагог и работал на должности специалиста школы по обслуживанию здания.
Говорят, что 11 мая в гимназии было два взрыва. Один — в здании, другой — во дворе. Однако, по словам следователей, взорвалась одна самодельная бомба. Она была начинена поражающими элементами. Именно эти элементы нанесли раны детям.
— Обвиняемый взорвал самодельное взрывное устройство на первом этаже здания — у входа в кабинет начального класса английского языка, — рассказал следователь Дмитрий Макаровский во время суда по аресту стрелка.
Почему больше всего пострадал 8 «А» класс?
Из ружья 19-летний преступник сделал 17 выстрелов. Погибли девять человек — два учителя и семь школьников. Больше всего досталось детям из 8 «А».
Среди погибших — ученики 8 «А», брат и сестра — 14-летняя Ильзия Нагимуллина и ее двоюродный брат 15-летний Амир Шайхутдинов.
— Ильзия была моей двоюродной племянницей. В ноябре должна была отметить 15-летие. В школе училась в 8 «А» классе. Сидела прямо рядом с дверью, на первой парте у входа. И, как нам сказали, одной из первых умерла. Выстрел в грудь. В этом же классе учился ее двоюродный брат Амир Шайхутдинов. Он тоже погиб. Мы рядом их похоронили. Ильзия была очень светлой девочкой, очень доброй. А этот стрелок отнял у нее жизнь. Стольких людей покалечил... Что теперь скажешь о нем? Добро пожаловать в ад, — рассказывает тетя ребят Лилия.
Как рассказали родители школьников, причиной того, что пострадал именно 8 «А», стало то, что в кабинете автоматически не захлопнулась дверь при нажатии тревожной кнопки. В остальных кабинетах система сработала, и туда стрелок не попал.
Вероятно, не найдя новых жертв для стрельбы, Галявиев и решил сдаться. К тому моменту школа уже была окружена силовиками. Сопротивления им стрелок не оказал. В школе он находился всего 8 минут, но успел натворить страшно много.
Сообщник и мотив
Когда только стало известно о стрельбе и взрывах в казанской гимназии, многие подумали, что это теракт. Было много сообщений о сообщниках убийцы. Говорили, что в школе ходит кто-то весь в белом, а потом якобы задержали 41-летнего помощника. Ничего этого не подтвердилось. Хотя реально всё это походило на теракт. Со взрывами, выбитыми окнами.
— Вышел утром на балкон. У меня как раз окна выходят на школу. Услышал взрыв. Потом очередь. Смотрю — дети выпрыгивают. Двое спрыгнули. А третий только вытащил ногу, и раздался выстрел. Он не смог спрыгнуть, упал назад. Застрелили. Потом начал мелькать свет — жене сказал к полу прижаться. Подумал, вдруг там снайпер. Был еще хлопок один на улице. Мы сразу подумали, что это теракт. Начали везде звонить. Долго ждали, чтобы взяли трубку. А там: «У нас нет информации, что теракт, оперативные службы выехали». Потом всё оцепили. Полиция с оружием у здания собралась. Эвакуация детей проходила хаотично. Все плакали, кричали, бежали, — рассказал житель Казани Сергей.
Однако следователи так не считают. Они не стали предъявлять стрелку обвинения в терроризме из-за отсутствия оснований, только в убийстве 9 человек. Первоначальная информация о сообщнике стрелка также не подтвердилась.
— Сообщника у обвиняемого не было. Для предъявления обвинений в терроризме нужны основания. Их пока нет, — заявил зампрокурора Татарстана Алексей Заика.
Хотя люди военные в голос говорят, что при таком уровне стрельбы и изготовлении взрывчатки должна быть специальная подготовка. Просто по советам в интернете этого не сделаешь. Тем более 19-летнего преступника упорно выдают за сумасшедшего.
Есть слухи, что вроде дети видели кого-то еще. В школе был точно один убийца.
Что же подвигло казанского стрелка на массовое убийство? Уже известно, что к нему он готовился заранее. В апреле купил ружье и патроны. Сам сделал бомбу. По словам соседей, при обыске в его квартире нашли взрывчатые вещества. Силовикам пришлось эвакуировать дом, чтобы избежать новых жертв. Также выяснилось, что бывший ученик гимназии № 175 пытался поджечь дверь в квартире — правоохранители забрали ее как вещдок.
Следователи считают, что мотивом массового убийства стало желание юноши показать «свое превосходство и исключительность», и, судя по всему, именно так он оправдывает свои действия. Такую версию, собственно, подтверждают и первые показания Галявиева, когда он заявил: «Я бог». Состояние у молодого человека тогда было такое, что те, кто видел кадры, сразу решили, что он был не в себе и, скорее всего, принял наркотики.
Однако, судя по последней информации, следов наркотических веществ или алкоголя в крови Ильназа Галявиева не нашли. Зато вдруг обнаружилось заболевание головного мозга, и с начала 2021 года близкие отмечали агрессивность и вспыльчивость в его поведении. Замечали это и соседи.
— За день до стрельбы пришел к соседям на пятый этаж. Начал к ним стучаться, ругаться, что они шумят. А они не шумели. Видимо, уже тогда что-то с головой началось не то, — рассказала соседка стрелка.
Тем не менее эта болезнь головного мозга не помешала суду принять решение о заключении стрелка под стражу. Пока срок — 2 месяца. Но, вероятнее всего, на свободу он не выйдет никогда. Ильназу грозит пожизненный срок.
Охрана школы: пенсионеры вместо ЧОП
Однако многие жители Казани усматривают в случившемся вину и руководства школы. Главный вопрос — как стало возможно, что в гимназию пробрался чужак с оружием. Тем более сообщалось, что он приходил в здание на разведку — узнать расписание.
Ответ очевиден. Охраны в виде вахтера оказалось недостаточно.
— Мой ребенок учился там до 4-го класса. На охрану мы сдавали. Копейки, конечно, 70 или 80 рублей. Но и охрана была — пожилой мужчина, который точно никому не сможет оказать сопротивление. Пенсионер — сидит и сидит. В другой школе мы платим больше — за 4 месяца тысячу с лишним, но там ЧОП, — рассказала местная жительница Оксана.
Сейчас этому самому пенсионеру, бывшему учителю Муллануру Мустафину, остается только низко поклониться, что принял первые выстрелы, пытаясь не пустить его в школу. Героически повел себя ученик Амир Волков, вставший на пути стрелка. Он погиб, как герой. Вчера Казань простилась с мальчиком, как и со всеми убитыми.
Родители рассказывают, что у гимназии в принципе была плохая репутация. Несмотря на то что несколько лет назад считалась одной из лучших, резко сдала позиции.
— Учителя увольнялись за поборы со стороны администрации школы — заставляли их что-то покупать. И вообще с деньгами были проблемы. Судились. И поэтому там не было ЧОПа. Сидела старушка-вахтерша, и кнопку тревожной сигнализации сделали, — рассказал местный житель Евгений.
Власти Татарстана назвали действия персонала школы грамотными.
— При нападении на гимназию № 175 вахтер сразу нажала тревожную кнопку и начала уведомлять персонал об угрозе. В это время директор включила речевое оповещение с требованием закрыть помещения классов. Это тоже показатель точности действий, — сказала заместитель премьер-министра Татарстана Лейла Фазлеева.
Также выяснилось, что договор с ЧОПом у школы всё же был — оплачивали услуги на внебюджетные средства. Правда, не в 2021 году. Из-за перехода на дистанционный формат обучения из-за коронавируса контракт решили не продлевать.
Охраной школы ведает советник президента Татарстана?
Но в 2020 году департамент телекоммуникационных технологий Казани провел торги на «организацию контроля и управления доступом на объектах социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности Казани». Под социальными учреждениями подразумеваются школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и подростковые клубы.
Судя по техзаданию, речь идет просто об организации пропускного режима через систему контроля и управления доступом (СКУД). Проще говоря, установка турникетов и дверей, которые открываются при приложении ключа или пропуска.
Стоимость контракта составила 15 233 511 рублей, и срок его исполнения обозначен до 31 декабря 2021 года. В списке на отработку значатся 500 образовательных учреждений, в том числе гимназия № 175. Исполнитель должен был поставить там две СКУД-двери стоимостью 348,25 рубля каждая. А вот установку калитки, которая открывалась бы только при предъявлении пропуска, не предусмотрели. Хотя, судя по контракту, в некоторых других учебных заведениях их поставили.
Сейчас договор еще находится в процессе исполнения. Срок — до 31 декабря. Внимание привлекла компания, которая исполняет этот контракт, — ООО «Ваша безопасность». Судя по данным системы «Контур.Фокус», компания зарегистрирована в Казани, а учредителями являются Ольга Евгеньевна Золотова и Данил Динарович Хамитов. Первой принадлежит 75%, второму — 25%. Возможно, это сын Динара Хамитова, который с 2014 по 2020 год возглавлял УФСБ по Татарстану, а после стал советником президента республики.
Сейчас казанцы спрашивают друг у друга: «Эти люди будут отвечать за случившееся?»
Как защитить детей в школах
Жители Казани считают, что власти должны извлечь урок из случившегося и принять меры, чтобы защитить детей в школах и других образовательных учреждениях.
— Ведь уже были случаи. Совсем недавно стрельба была в Керчи. И вот опять повторяется, теперь уже у нас. Нельзя жить в постоянном страхе. Нужно обезопасить наших детей, — считает житель Казани Ильнар.
По мнению вице-президента ассоциации ветеранов группы антитеррора «Альфа» Алексея Филатова, в школах нужно усилить охрану. И чтобы она работала качественно, ее должно оплачивать государство.
— Сейчас школы нанимают ЧОПы, но деньги собирают с родителей, и в большинстве случаев их не хватает на достойную охрану. Как правило, вся защита заключается в одном охраннике без спецподготовки, которому за сутки платят около 800–900 рублей. Для сравнения, работа подготовленного охранника стоит около 2500 рублей в сутки. И конечно, такую сумму родители не потянут. Но и организовывать госконтракты на охрану школ тоже нужно с умом. У нас же на торгах, как правило, выбирают компанию, которая меньше остальных просит. Но нужно прописать требования к участникам таких торгов, чтобы охранников на школу было как минимум двое, чтобы они имели спецподготовку и так далее, чтобы пункт размещения охраны находился на входе в школу и был защищен бронированным стеклом. Конечно, вряд ли это защитит от того, что было в Беслане, но вот таких одиночек, как казанский стрелок, точно остановит. Думаю, такую охрану для школ власти смогут организовать на местах за 2–3 месяца, — сказал Алексей Филатов.