Жители Тюмени нередко жалуются на ошибки в платежках за ЖКУ. Одни недовольны гигантским счетом за тепло, другие не понимают, откуда взялся долг за мусор, если квитанции оплачиваются регулярно. Чаще всего у организаций находятся объяснения большим суммам в документах. Но бывают случаи, когда никто не может сказать, откуда взялись эти цифры в строчке «к оплате». И тогда тюменцам приходится тратить много нервов, чтобы во всем разобраться. Кто-то высказывает свое недовольство операторам на месте, а кто-то ищет управу на организацию, допустившую ошибку.
В этом материале мы решили рассказать, как можно повлиять на управляющие компании, ТСЖ и ресурсоснабжающие организации и какая для них предусмотрена ответственность за плохую работу. Подробнее об этом — в нашей инструкции ниже.
Ошибки есть? А если найду?
Прежде чем пытаться наказать организации за ошибки в платежках, нужно удостовериться, что они действительно там есть. Что же для этого надо?
— Чтобы проверить правильность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, собственник должен обладать базовыми знаниями — понимать структуру платежей, принцип начисления платы за предоставляемые ему услуги. Собственникам жилья предоставляются два вида услуг: жилищные и коммунальные, — объяснили в Жилищной инспекции. — Размер платы за жилищные услуги не подлежит государственному регулированию и устанавливается самими собственниками помещений на их общем собрании, которое является органом управления многоквартирным домом. Если собственники не установили размер платы, то при расчете применяется та сумма, которую определил орган местного самоуправления.
Как узнать, сколько стоит жилищная услуга?
Чтобы посчитать, сколько стоят жилищные услуги в вашем доме, нужно просто умножить площадь своей квартиры на установленный тариф. Например, у вас однокомнатная квартира площадью 30 квадратных метров, а тариф на содержание и ремонт жилого помещения — 9 рублей за квадратный метр. Тогда эти две цифры умножаются. А полученное число — это и есть стоимость услуги.
— Точно так же рассчитывается плата за каждую жилищную услугу. Таким образом, для проверки достоверности предоставленной к оплате суммы за жилищные услуги собственнику необходимо знать установленные для дома тарифы. С ними можно ознакомиться в договоре управления (размещены в открытом доступе, в ГИС ЖКХ, например). Если собственники не установили размер платы на собрании, то применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления. Тюменцы могут ознакомиться с ними в Постановлении администрации города Тюмени от 27 января 2006 года № 1-пк. Исключение составляют коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, — пояснили в Жилинспекции.
Размер расходов в таких случаях определяется исходя из нормативов потребления по соответствующим тарифам на коммунальные ресурсы. А их определяет Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области. Распоряжение нормативами и тарифами есть на сайте правительства.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании принять решение об определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. При наличии такого решения размер платы будет определяться исходя из фактического объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за вычетом суммарного индивидуального потребления коммунального ресурса, распределенного пропорционально площади помещения.
Коммунальные услуги включают в себя горячую и холодную воду, водоотведение, электричество, газ, отопление и ТКО (обращение с твердыми коммунальными отходами). Размер платы за это всё рассчитывается исходя из двух составляющих: утвержденного тарифа и объема потребления.
Объем потребления некоторых из услуг зависит от приборов учета. А вот плата за ТКО фиксированная, но увеличивается с количеством проживающих в квартире или доме.
Куда обратиться, если не согласен с объемом потребления в квитанции?
В Жилищной инспекции рассказали, как действовать, если считаете, что при расчете произошла ошибка и сумма в квитанции некорректная.
— В случае несогласия потребителя с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги он вправе потребовать от исполнителя коммунальной услуги провести проверку правильности исчисления и немедленно по результатам проверки выдать документы, содержащие правильно начисленные платежи, — объяснили в ведомстве. — В случае несогласия собственника с размером предъявляемой платы за жилищные услуги он вправе обратиться к лицу, ответственному за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляющая организация, ТСЖ, жилищный или иной
специализированный кооператив).
Счета исправили, а в следующем месяце снова обсчитали! Что же делать?
В основном проблем с перерасчетом у тюменцев не возникает. Однако многих частые «разборки» раздражают. Неужели нельзя решить проблему с ошибками в платежках раз и навсегда? Рассказываем, как привлечь УК и других к ответственности.
С этим вопросом мы обратились в Роспотребнадзор. В управлении пояснили, что за предоставление потребителям счетов недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.
— В случае если причиной указания необоснованной суммы в квитанции является нарушенный порядок ценообразования, по материалам проверки, которую должна провести Государственная жилинспекция, управление вправе при наличии доказательств возбудить дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, — объяснили в Роспотребнадзоре. — А если будет доказан факт обмана, обсчета потребителя, в отношении ресурсоснабжающих компаний, УК, ТСЖ могут быть возбуждены дела и по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
В обоих случаях наказание предусматривает штрафы: на граждан — в размере до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — до пятидесяти тысяч рублей или даже дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — до ста тысяч рублей.
В управлении также объяснили, что доказать свою правоту можно разными способами. Но самым верным является заключение экспертной организации.
— В соответствии с Жилищным кодексом, защита гражданских прав осуществляется путем самозащиты либо в судебном порядке. Корректировка квитанции может быть произведена в досудебном порядке, в том числе с учетом официальной позиции уполномоченного органа власти в сфере государственного жилищного надзора и в досудебном порядке, — рассказали специалисты Роспотребнадзора.
С чего же начать? Если потребитель уверен, что сумма в квитанции неверная, то первое, что нужно сделать, — обратиться с претензией в адрес исполнителя: в УК или другую компанию, которая предъявила счет (водоканал или ТРИЦ, например). Но претензия должна быть мотивированная и с указанием ссылок на положения Правил предоставления коммунальных услуг. Также нужно предоставить свои расчеты, основанные на формулах, которые указаны в правилах.
— Мотивированная претензия может разрешить спор в досудебном порядке. Если потребитель и исполнитель не пришли к единому мнению, то следует обращаться в уполномоченный орган государственного жилищного надзора с заявлением о проведении проверки с приложением претензии, в которой должны быть указаны те же доводы, что и в обращении Госжилинспекции, — советуют специалисты. — Крайняя мера — обращение в суд. В этой ситуации потребитель может привлечь Роспотребнадзор.
Если споры с УК или ТСЖ по поводу цен на услуги продолжаются, то обсудите с соседями их смену. А вот поменять ресурсоснабжающую организацию можно только теоретически. На практике сделать это невозможно. И вот почему.
— Практически сменить ресурсоснабжающую организацию не представляется возможным, так как к инженерному оборудованию, находящемуся в зоне ответственности потребителя (в зоне жилого дома), присоединено оборудование конкретной организации (например, «Тюмень-Водоканала»), — добавили в Роспотребнадзоре.
Отметим, что, по данным Роспотребнадзора, в 2020 году никого за обман потребителей они не наказывали. А вот в предыдущие годы подобные случаи были.
В прошлогоднем проекте «Спрашивали? Отвечаем!» мы разбирались в том, что вам непонятно в работе коммунальщиков и квитанциях ЖКХ, с которыми каждый месяц приходится иметь дело. Читатели задали тогда больше 300 вопросов, на часть из них (о вывозе мусора, перерасчете и долгах) мы уже отвечали. В этой же подборке читайте еще 20 историй о непонятных строчках в платежках и начислениях, сложных отношениях с управляющими компаниями и ТСЖ.