Для жителей тюменской новостройки прорывы отопительных приборов этой зимой стали обыденностью. Только за один отопительный сезон произошло более 30 инцидентов. Топит не только квартиры собственников, но и соседей. Жильцы винят в бездействии управляющую компанию и застройщика. Те в свою очередь считают, что причина — в некачественной воде в батареях, которая разъедает металл.
Жилой дом на Институтской, 2а был сдан в 2014 году. Его строила компания «Перспектива-Т», и до недавнего времени у тюменцев нареканий к работе системы отопления не было. Но с началом отопительного сезона в 2018 году у жильцов стало рвать батареи, которые стояли после сдачи многоэтажки.
— Батареи рвет со страшной силой. В некоторых квартирах несколько раз был прорыв. Вообще в более 35 квартирах произошло это. Управляющая компания помочь нам не может. Наверное, и не хочет, — рассказала жительница дома Елена Панченко.
Устав менять батареи и писать жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор, жители дома сформировали инициативную группу, чтобы подать иск в суд. Другого способа борьбы они больше не видят, так как считают, что ситуация может угрожать жизни. Помогает им в судебных делах юрист Татьяна Журавлева.
— В качестве ответчика в иске указаны застройщик, управляющая компания и теплоснабжающая организация. Застройщик установил батареи, несоответствующие давлению сети. Давление рассчитано на старые чугунные батареи. Никто ничего не стал применять, понижать давление, поэтому система не выдержала. Все друг на друга спихивают ответы, и ничего в итоге не меняется. Дом продолжает топить. Это угрожает жизни жильцов. Почему ждем, пока кто-то не сварится из-за лопнувшей трубы? — прокомментировала юрист.
Инициативная группа считает, что управляющая компания должна понести ответственность. По их мнению, она бездействовала во время решения возникшей проблемы. У застройщика тюменцы потребовали поменять систему отопления. Жильцы хотят, чтобы управляющая компания и теплоснабжающая организация выплатили им штраф и компенсацию за моральный вред.
Что говорят застройщик и управляющая компания
В строительной компании «Перспектива-Т» не считают, что проблемы с батареями возникли по их вине, и связано это с давлением в трубах.
— Сейчас мы написали письмо в управляющую компанию, чтобы они разобрались. Там говорят, что теплоноситель некачественный, без добавок идёт, поэтому батареи ржавеют и начинают течь. Надо разбираться в котельной, почему у них такой теплоноситель, — заявил директор строительной фирмы Владимир Григорьев.
В УК «Этажи», которая обслуживает дом, тоже заявляют, что ржавеют и рвутся батареи из-за некачественной воды в батареях.
— В доме установлен цельнометаллический отопительный прибор производства фирмы Prado. Прибор заложен проектом, техническим документациям всем соответствовал. Первый прорыв случился в 2017 году. После демонтажа мы написали претензию в адрес завода-изготовителя, который предоставил другой прибор, а старый запросил себе. Потом изготовитель вынес решение, что это дефект эксплуатации. Оказалось, что защитная пленка внутри батареи была стёрта водой, в которой был песок. После того, как её не стало, началась коррозия. Когда ржавчина доедает металл, то случается прорыв, — рассказал директор УК «Этажи» Виталий Нагибин.
Вода съедает металл
В управляющей компании, ссылаясь на заключение Госжилинспекции, заявили, что юридически менять отопительные приборы в доме они не могут, так как это уже собственность жильцов — имеется два отсекающих устройства.
— Мы постоянно, когда происходили прорывы, писали претензии в теплоснабжению компанию. Даже ездили, разговаривали с специалистами котельной. Они нам сказали, что у них всё более-менее нормально, но трассы старые — часто случаются прорывы, поэтому не всегда удается оперативно восстановить нужный объем теплоносителя. Он должен пройти специальную водоподготовку с добавлением химических добавок. Мне так объяснили. Дом на Институтской улице — концевой, поэтому всю грязь в теплоносителях туда и несет, — дополнил Виталий Нагибин.
В теплоснабжающей компании на претензии коммунальщиков им ответили, что в доме некачественные отопительные приборы. Получается замкнутый круг. Единственное, что может поставить минимум запятую в этой истории, — это анализ воды, которой заполняются батареи. Так как отопительные приборы в домах по закону — это уже собственность жильцов, то менять их им придется за свой счет. Лучше, конечно, это сделать до прорыва, но тоже нет гарантии, что спустя время вода опять не разъест металл.
В УК «Этажи» заявили, что они не могут по финансовым соображениям заменить за свой счет все отопительные приборы в доме. Единственное, что они могут сделать, — это заменить батареи в подъезде. В настоящий момент редакция 72.RU попросила прояснить ситуацию у теплоснабжающей организации. Ждем ответа и будем следить за развитием событий.
Пока серьезных последствий жильцам Институтской удалось избежать, чего не скажешь о жителях ЖК «Звездный городок». У них после прорыва трубы затопило квартиры с восьмого по первый этажи. Жильцы узнали об аварии, когда кипяток полился по фасаду, а в доме сработала сигнализация.
Никому не хочется столкнуться с тем, что в один прекрасный момент у вас с потолка пойдет вода. Хорошо, когда соседи дома, а что делать, если они уехали куда-то и никто вам не откроет? Вломиться в чужую квартиру вы по закону не можете, поэтому читайте в нашей инструкции, что делать в такой непростой ситуации.