
Врач проработал несколько лет, но больше не выдержал — решил уволиться
Редакция 72.RU познакомилась с тюменским врачом, который несколько лет работал в больнице, но решил уволиться: устал от непомерной нагрузки, низкой зарплаты и всеобщего хаоса, творящегося в отделении.
Специалист поделился с нами, как в действительности устроена работа в этом учреждении, сколько получают тюменские врачи, медсестры и санитары и с чем связана текучка кадров в больнице.
Мы намеренно не назвали имени и изменили некоторые личные факты об этом враче

«Приходишь утром, уходишь на следующий день вечером»
Меня взяли врачом в одно из отделений тюменской больницы. Довелось поработать и в стационаре, и дежурным врачом, и даже немного в отделении. Моя функция — вести клиническую историю, ставить диагноз, назначать диагностику, оценивать анализы и на их основе назначать лечение. Ну и иногда нужно было выполнять функции среднего медперсонала.
По-хорошему, рабочий день длится с 08:00 и до 16:00. Но зачастую приходилось перерабатывать, брать смены в приемном отделении. Бывало так: приходишь в понедельник к восьми утра, после 16:00 идешь дежурить в приемнике на ночь, а с утра снова выходишь в отделение.
То есть приходишь утром, домой возвращаешься на следующий день вечером. Как вы понимаете, к этому времени ты уже нетрудоспособный. Самое страшное, что так работают, например, некоторые хирурги.

Работа врача очень сложная
Чтобы не лишаться премий, нужно выполнять план: сначала за отклонения от показателя рублем штрафовали заведующего, а теперь, насколько мне известно, решили наказывать врачей. У нас план измерялся так называемым оборотом койки — это количество пациентов, выписанных из отделения за месяц.
Показатель был намного выше того, что мы чисто физически могли выполнить, — просто не выписывали такое количество людей. Зачастую приходилось по приказу начальства отпускать домой людей раньше, хотя неплохо было бы еще подержать их в больнице.
Проблемы с лекарствами
Если говорить об оснащении, то в последние годы действительно кое-что стало получше: например, появились новые функциональные кровати. В остальном отделение выглядит печально: стены, не пойми сколько лет назад покрашенные, облупилась краска, не хватает кислородных банок (речь про аппарат Боброва — устройство для увлажнения кислорода. — Прим. ред.), препаратов.
Очень часто больница пыталась сэкономить деньги на многих вещах. Простой пример: аптека закупает таблетки в педиатрическое отделение, но не детские, а взрослые, так как они дешевле. Или, например, могут закупаться товары, у которых через три месяца истекает срок годности — так тоже дешевле.
Как следствие, некоторые препараты мы закупали сами. Иногда в отделении банально не было ибупрофена, время от времени сами покупали преднизолон (стероидный препарат, его используют для лечения определенных типов аллергии, воспалительных состояний, аутоиммунных заболеваний и рака. — Прим. ред.). В стационаре иногда даже не было физраствора, чтобы поставить капельницу.
Реальные зарплаты
Ставка врача во время моего устройства на работу составляла 60 тысяч рублей. Сейчас она больше — 80 тысяч. С учетом того, что работали мы примерно на 1,5 или 1,75 ставки, зарплата едва доходила до 100 тысяч.
Санитары получают около 35–40 тысяч рублей. А вот с медсестрами всё очень плохо: те, кто работают днем и принимают на себя большую часть нагрузки, получали раньше чуть ли не меньше 30 тысяч рублей. Сейчас эту цифру всё же немножко подняли: что-то в районе 45 тысяч.

Зарплаты медсестер оставляют желать лучшего
Тем не менее у среднего медперсонала очень сильная текучка, потому что нагрузка совершенно несоразмерна зарплате. Люди приходят, посмотрят и уходят. Нехватка медсестер — это настоящий бич и отделения, и больницы в целом.
Лавировать между пациентами и начальством
Я думаю, это общая беда больницы. Был у меня период работы в других отделениях, и там всё то же — нехватка если не препаратов, то оснащения или персонала. А еще есть проблемы с начальством: позволяют себе грубость с подчиненными, не подписывают направления на платные анализы, что мешало адекватно их обследовать. Всё это сопровождалось комментариями, якобы мы тратим деньги больницы, плохо работаем и так далее.
Экономические ограничения, которые он накладывал, приводили в том числе к жалобам пациентов. Вообще, пациенты постоянно жалуются на врачей. Вот пример: отключили отопление, в отделении холодно, люди мерзнут — виноват врач.

Наш собеседник считает, что тюменские пациенты становятся всё наглее
Пациенты всё время угрожают тебе департаментом, президентом. Они почему-то считают, что жалоба на меня что-то изменит. А врач вынужден жонглировать кучей мечей в руках: и свою работу сделать, и всем угодить, чтобы жалобу не написали. Самое обидное, что я-то искренне люблю своих пациентов, стараюсь сделать работу по максимуму, стараясь не обращать внимание на жалобы.
Истощение
Постоянное давление начальства, угрозы лишить зарплаты, жалобы и нападки пациентов — всё это привело в итоге к выгоранию. Из-за того что больничный оплачивается скудно, врачи зачастую переносят болезни на ногах. Соответственно, здоровье начало сдавать: организм сам показывал, что нужно бы подумать об увольнении.
Большую часть времени удавалось держаться именно за счет коллектива врачей, которые там работают. Учитывая условия, в которых трудятся специалисты, я считаю, там работают искренние альтруисты, которые остаются там из-за желания помогать.
Поэтому, когда в моем отделении начинают уходить хорошие врачи, начинаешь думать, что всё теперь здесь будет совсем не так.
Ранее мы публиковали колонку тюменца Степана, который по просьбе редакции сравнил уровень медицины в Германии и Тюмени. Немецкие врачи спасли его маму, которая серьезно заболела. Как там всё устроено — в этом тексте.
В марте мы побеседовали с директором ОКБ № 2 Татьяной Клещевниковой. Она поделилась мнением касательно зарплаты врачей и будущего больницы. Читайте нашу беседу по ссылке.
А какой у вас опыт взаимодействия с больницами?