
Татьяна Клещевникова работает здесь директором с мая 2024 года
За последние несколько месяцев врачи Областной клинической больницы № 2 в Тюмени невольно стали участниками сразу нескольких громких историй, попавших в СМИ: это и жалобы пациентов, и нападение на медсестру, и повесившийся пациент.
Почему так происходит? Недоработали сотрудники или в ОКБ № 2 просто не может быть иначе? Ведь именно сюда везут пострадавших после ДТП, пожаров и других происшествий. Поговорили на эту сложную тему с Татьяной Клещевниковой — директором одной из главных тюменских больниц.
Татьяна Клещевникова училась в тюменской медакадемии с 2002 по 2008 год, после этого прошла интернатуру по терапии. С 2009 по 2013 год сначала работала участковым терапевтом, а потом терапевтом в отделении медицинской профилактики. Дополнительно окончила еще одну интернатуру — по управлению организацией здравоохранения.
В 2013-м стала заведующей и заместителем главврача, а в 2018 году начала работать главврачом поликлиники № 17. В 2022 году руководила 12-й поликлиникой. В мае 2024-го перешла на должность директора (соответствует должности главного врача. — Прим. ред.) Областной клинической больницы № 2.
Почему о больнице так часто пишут в СМИ?
— Вы перешли в ОКБ № 2 десять месяцев назад. Здесь большая нагрузка, много людей, много проблем. Вы не боялись не справиться с работой?
— Больница действительно очень большая. У нас здесь два стационара — взрослый и детский, а также две поликлиники, которые обслуживают прикрепленное население. Здесь у нас первичная медико-санитарная помощь, единственная в области специализированная травматологическая поликлиника. С первого марта к нам присоединилась и женская консультация.

ОКБ № 2 — сложная больница
Поэтому, конечно, опасения были и есть. При всём при этом уже сейчас, проработав десять месяцев, узнав коллектив, я сомневаюсь всё меньше. Я открыто могу сказать, что в больнице работает команда профессионалов, которые болеют за каждого пациента, который поступает к нам.
— ОКБ № 2 часто появляется в СМИ. Как думаете, с чем это связано? Это специфика больницы или какие-то недоработки сотрудников?
— Анализируя публикации, которые возникают, я прихожу к выводу, что это специфика больницы. Думаю, это связано с большим потоком обращений и состоянием стресса самих пациентов или их родственников, которые могут обратиться [к журналистам].
Иногда возникают ситуации, когда тот или иной случай озвучивают в не очень приятном для нас ключе. Хочется подчеркнуть, что некоторые ситуации просто нельзя было предотвратить силами ОКБ: история началась, например, с ДТП или травмы, а кульминацию мы получили уже здесь.
И еще хочется сказать, что мы звучим в СМИ и в положительном ключе. Мы проводим уникальные операции, которые не проводятся нигде в регионе, внедряем инновационные методы диагностики и лечения.

Здесь пациентов направляют по потокам — в зависимости от тяжести и экстренности случая
— Расскажите читателям, в чем именно специфика работы ОКБ № 2.
— По сути, ОКБ № 2 — это больница скорой медицинской помощи. Здесь пациент сразу находится в стрессе, в своих переживаниях. Плюс до этого наверняка с ним произошло какое-либо неприятное событие, например ДТП.
Нагрузка на сотрудников, которые оказывают помощь, тоже очень большая. И даже не в плане количества пациентов, а эмоциональная. Здесь на каждом сотруднике большая ответственность, и они должны быть психологически устойчивыми.
— Вспомним несколько последних громких случаев. Совсем недавно подросток вломился в ОКБ № 2 и избил медсестру. Как она себя сейчас чувствует?
— Саму ситуацию комментировать не буду, потому что идет проверка по данному случаю. Но медицинская сестра чувствует себя удовлетворительно, позавчера (интервью проведено в среду, 12 марта) у нее был закрыт листок нетрудоспособности, она уже вернулась к работе.
— Насколько мне известно, это достаточно серьезная проблема для врачей в целом, что они не чувствуют себя в безопасности на работе. Есть ли какой-то инструмент для этого предотвращения таких случаев?
— Со своей стороны мы сделали всё возможное: у нас есть посты охраны, дистанционные тревожные кнопки и камеры наблюдения, а в приемных отделениях еженедельно дежурят сотрудники Росгвардии. Но ситуации бывают разные, а реакцию пациента предугадать порой невозможно. Поэтому мы должны понимать, что работа в больнице — в любом случае риск.
— В феврале мы опубликовали историю тюменки, которая сутки пролежала в фойе больницы после операции. Почему для нее тогда не нашлась палата? И часто ли бывают подобные случаи?
— Буду повторяться, что у нас больница экстренной помощи и койка в отделении работает очень интенсивно. Один выписывается, за ним сразу поступает другой, а палату и койку надо обработать, подготовить. Поэтому такие случаи действительно возникают.
— Недавно в ОКБ № 2 повесился мужчина. Бывало ли в вашей практике такое ранее?
— В моей практике таких случаев не было. Хочется только принести свои искренние соболезнования родным и близким пациента, и мы точно так же переживаем за данную ситуацию. И отдельно хочу отметить, что все комментарии под этой публикацией, якобы это произошло из-за диагноза или условий пребывания, не соответствуют действительности.
Поддержат врача или пациента? Как в больнице решают конфликты
— Мы часто слышим жалобы на нехватку врачей. В ОКБ № 2 сейчас хватает специалистов?
— Укомплектованность врачами сейчас составляет 98%, это неплохой результат. За последние десять месяцев у нас в штатном расписании прибавилось еще 88 ставок врачей, 88 ставок младшего и 68 ставок среднего медперсонала. Конечно, есть дефицитные специальности: кардиологи, офтальмологи, анестезиологи. Однако в целом мы на хорошем уровне.
— Насколько коллектив больницы устойчив? Есть ли текучка?
— Текучесть кадров есть всегда, у нас она обычно 3–10%, как и в среднем по стране. И надо, конечно, понимать, что если коллектив небольшой, то допустимый предел один, а в нашей больнице 3565 ставок, и предел [текучки] другой. В целом, по-моему, у нас достаточно стабильный коллектив.

В коридорах приемного отделения постоянно что-то происходит: людей тут всегда очень много
— На зарплаты врачи не жалуются? Приходили ли когда-нибудь к вам сотрудники с вопросом о повышении?
— За время моей работы здесь ни разу не было такого обращения. На начало 2025 года у врача средняя заработная плата составляет 152 тысячи рублей. Это очень приличный уровень для региона.
— Мы немного пообщались с сотрудниками ОКБ № 2 перед интервью, чтобы понять, что их беспокоит. Вот что нам рассказали: «Приемное отделение за последние пару лет превратилось в круглосуточный фильтр, и мы не имеем права никому отказывать. Это создает очереди в приемных отделениях и проблемы с оказанием помощи тем, кому действительно требуется неотложная и спецпомощь». Это действительно проблема?
— Начнем с того, что в приемное отделение должны обращаться пациенты, которым требуется экстренная и неотложная медицинская помощь. Именно для этого приемное отделение есть. Однако часто пациент не может самостоятельно понять, требуется ему сейчас в данный момент экстренная и неотложная помощь или нет.
Учитывая, что наша больница находится в центре города и работает круглосуточно, к нам едут и пациенты, которым не показано оказание экстренной и неотложной медицинской помощи. Хотя все поликлиники Тюменской области работают сейчас и в выходные, и в праздничные дни и точно так же оказывают качественную медицинскую помощь по месту жительства.
— То есть люди к вам едут просто по привычке?
— Это и вопрос привычки, и вопрос доверия. У нас большой процент самообращений, когда человек сам решил, что ему надо в ОКБ № 2, потому что ему страшно. Да, это большая нагрузка. Если ее объективно отсечь, то, конечно, здесь бы была немножко другая ситуация.
— Часто ли случаются конфликты между пациентами и врачами?
— Зачастую то, что имеется в виду под конфликтом, на самом деле таковым не является. Могут возникать у пациента или его родственников вопросы, в основе которых тревога и неизвестность. Если такие ситуации возникают, то в любом случае мы каждую ситуацию рассматриваем персонально. Мы прекрасно понимаем, что пациенты к нам обращаются в состоянии стресса. Эту ситуацию получается разрешить объяснением, как будет проходить лечение, диагностика и так далее.
— Наверняка вам приходилось лично разбираться в подобных проблемах. Часто перед главным врачом становится вопрос, поддержать сторону врача или пациента. Как вы на него отвечаете?
— Если со стороны сотрудника никакого нарушения не было допущено, администрация обязательно его поддержит. При всём при этом мы всегда транслируем по отношению к пациентам и милосердие, и гуманность. И если с нашей стороны есть ошибки, признаем это и приносим извинения, а еще учитываем этот опыт, чтобы впредь избежать.
— Давайте вспомним какой-нибудь случай, когда пациент благодарил больницу, а не ругал?
— Представьте: за 2024 года у нас был миллион обращений, мы пролечили в стационарах 55 тысяч человек, провели 44 тысячи операций. Выбрать какой-то один случай очень сложно.

Поток пациентов не иссякает круглые сутки
Из последнего: пациент 50 лет доставлен в приемное отделение с болью за грудиной. Во время ЭКГ сердце остановилось: запустить его удалось через семь минут. Несколько дней он провел в палате интенсивной терапии, после чего переведен в общую палату. Буквально несколько дней назад мы его выписали.
Новый корпус, забота о питомцах и 3D-кисть: как изменится ОКБ № 2
— До прихода на пост главврача в ОКБ № 2 вы уже организовывали работу в поликлиниках № 17 и 12. Какие проблемы подметили сразу же, как пришли?
— Больше всего бросилась в глаза именно высокая нагрузка на персонал. С учетом этого уже открываются те или иные структурные подразделения, перераспределяется функционал.
Вы своими глазами сейчас увидели новое структурное подразделение — службу поддержки пациентов. Благодаря ей с медицинского персонала удалось снять функции немедицинского характера: маршрутизацию, транспортировку пациента, анкетирование, вопросы любого характера.

Работник новой службы отвечает на вопросы пациентов
Мы всё делаем для того, чтобы условия пребывания в ОКБ стали более комфортными, насколько это возможно даже в стрессовой ситуации для пациента. Изучаем опыт других больниц и служб, например социальных координаторов в Москве. Планируем даже взять на себя проблему, когда пациент отказывается от госпитализации, если у него дома осталась собака или кошка и питомца некому кормить.
Но для этого нужно еще немного времени, мы только внедряем эту службу, чтобы она работала внутри больницы. В будущем будем пробовать решать внешние вопросы.
— А кто теперь выполняет эти функции в больнице? Если у врачей эти вопросы забрали, значит, у кого-то другого в больнице работы прибавилось?
— Для введения этой службы ни одной ставки не было сокращено или перепрофилировано. Внутри медицинской организации есть прочий медперсонал, и внутри штатного расписания были перераспределены ставки, организовано структурное подразделение.
— Читатели могут подумать, что у старых сотрудников просто увеличилась нагрузка…
— Нет, никто трехкратную нагрузку на оставшийся персонал не перераспределял. Это были вакантные ставки, из этих ставок и создано структурное подразделение, принят персонал.
— Как больница будет меняться под вашим управлением?
— Мы разработали стратегию развития нашего учреждения, которая направлена целиком и полностью на повышение доступности и качества медицинской помощи — это основное наше направление.
Мы организуем новые структурные подразделения: помимо службы поддержки пациентов, организован центр реконструктивной микрохирургии кисти, тоже уникальное направление в Тюменской области.
Вместе с ТИУ идет большая работа по написанию искусственного интеллекта для пациентов, которые поступают с множественной травмой. Он поможет найти локализацию, на которую нужно обратить внимание в первую очередь. А с ТюмГМУ мы работаем по 3D-моделированию для кистевой хирургии.
— Есть ли в планах строительство корпуса, который будет отведен под приемное и диагностическое отделения (УЗИ, МРТ, лаборатории)? Насколько мне известно, сегодняшняя структура врачам ОКБ № 2 не кажется удобной.
В январе 2024 года заключили контракт на проектирование нового корпуса, в котором запланировано размещение взрослого и детского приемных отделений, а также коечный фонд.

Объединения педиатрической службы в стенах ОКБ № 2 можно не ждать
Мы надеемся, что будет расширение. Но пока это прогнозная история, и преждевременно что-то говорить: проект в разработке.
— Во врачебной среде ходят слухи, будто в стенах ОКБ № 2 объединят педиатрическую службу, которая сейчас разрознена, что не дает врачам эффективно работать. Планируется ли объединение педиатрической службы на самом деле?
— Могу сказать, что до меня лично на сегодня такие решения доведены не были. Поэтому пока в наших планах ничего такого нет.
— Заключительный вопрос. Спустя почти год работы на должности как вы себя чувствуете? Устали? Или сил и оптимизма полно, чтобы все проблемы решить?
— Я надела белый халат по призванию, осознанно. Поэтому работа идет: я полна оптимизма и сделаю всё, что от меня зависит, чтобы что-то улучшить.
Ранее мы пообщались с главным внештатным дерматологом Тюменской области Павлом Жвавым о том, как тюменцам сохранять кожу здоровой, и действительно ли тюменская вода вызывает кожные болезни. Ответы на сложные вопросы — по этой ссылке.