
Анна учит детей и взрослых быть слепыми в мире зрячих
Анне Фадеевой 50 лет, 20 из которых она живет без зрения. Женщина ослепла на работе из-за высоких нагрузок и несколько лет была в отчаянии — ей нужно было заново научиться делать самые обычные вещи: ходить, читать, писать, набирать воду в чайник, даже смотреть кино.
Ей удалось научиться всему практически самостоятельно. Теперь она помогает взрослым и детям адаптироваться к слепоте, создав свою тифлостудию. Мы побывали у нее в гостях и поговорили о том, как устроен мир слепых.
Короткая версия — в нашем видео
Потеряла зрение на Севере
— Уже после того, как я потеряла зрение, задумалась: будучи зрячей, я вообще ни разу не видела на улицах слепых. Помню, в 90-е шла социальная реклама по ТВ, где мальчик подает руку мужчине с тростью. И всё, — вспоминает тифлопедагог-дефектолог Анна Фадеева.
Скоро к ней на урок придет очередной слепой тюменец. Они будут учиться читать шрифт Брайля, учиться самостоятельно застегивать куртку, ориентироваться в пространстве или пользоваться плитой. Однако Анна не всегда этим занималась.
Больше 20 лет назад молодая девушка работала сначала в медицинской, а потом в научной лаборатории исследовательского института Северного Зауралья, где занималась изучением почвы. Спустя несколько лет решила податься на заработки в ЯНАО. Климат был привычным — она родилась в Салехарде, поэтому и к работе на газоконденсатном месторождении в Тарко-Сале была готова.

Свою историю Анне вспоминать сложно, это ощущается по интонации
— Я устроилась администратором вахтового городка, работала по 45 дней. Тогда-то у меня организм и сдулся. Напарницу уволили, и мне пришлось проработать всю вахту в ночь. Покраснели глаза, и, вернувшись с вахты, я пошла к врачу. Меня положили в больницу и через десять дней выписали. Спустя время я вышла на улицу вынести мусор. Была ранняя осень, скамейки во дворе покрасили яркой оранжевой краской. И я поняла, что кроме этой скамейки ничего и не вижу. Это был мой последний выход на улицу без трости, — говорит Анна.
Уже потом от врачей она узнала, что так начинается отслоение сетчатки. Через несколько дней женщина практически полностью ослепла — сохранилось только светоощущение.
«Думала, что я сейчас проснусь, и всё будет как раньше»
— Мне долго не верилось. Думала, что это сон, и вот сейчас я проснусь, и всё будет как раньше. В общем, чувствовала всё то, что чувствует любой человек в такой ситуации. Хотелось, чтобы меня не трогали, — вспоминает первые дни без зрения Анна.
Одна из больших проблем слепых людей — плохо развитая психологическая помощь, считает Анна. Человек зачастую остается один на один со своей бедой. Чтобы свыкнуться с этой мыслью, ей пришлось проделать большую умственную работу «не одного дня и даже не месяца» и побывать в центре реабилитации, где женщина встретилась с людьми, попавшими в похожую ситуацию.

Книжки Анна читает с помощью шрифта Брайля
Ориентироваться в пространстве помогал опыт работы в лаборатории, где ей нужно было использовать метод циферблата: это когда окружающее пространство делится на секторы, как на часах.
Так она когда-то передавала врачу данные о раковых клетках, которые видела в круглое стеклышко микроскопа, а теперь определяет свое примерное местоположение. Если магазин находится справа сверху, нужно сказать: «Магазин на два часа». Если сзади — на шесть часов и так далее.
Другие способы Анна Фадеева разработала сама или подсмотрела в центре. Например, придумала, как ставить и брать утюг во время глажки, чтобы не обжечься: нужно обязательно поставить его ровно от себя, а потом найти ручку, ведя рукой по проводу.
«Принесли дурацкую книжку, но я и ей была рада»
Каждый ослепший человек сталкивается с информационным вакуумом — книгу почитать нельзя, кино посмотреть — тоже. Например, Анна очень хочет посмотреть «Богемскую рапсодию», но пока не получается — нет тифлокомментирования.
— Я всегда читала много, по три-четыре книжки одновременно. А тут ничего. Помню, мне принесли диск с дурацкой книжкой в духе Донцовой и плеер. Но я и этому была рада. Вопрос закрылся полностью, когда научилась пользоваться компьютером, — говорит педагог.
Им она действительно пользуется мастерски. Специальная программа озвучивает каждую нажатую клавишу. Мышью Анна не пользуется, только специальными командами, которые придуманы в том числе для незрячих.

На этом ноутбуке Анна самостоятельно написала книгу о своем опыте работы со слепыми детьми
Более-менее адаптироваться Анна смогла примерно через пять лет. Жизнь заставила ее, так как женщина жила самостоятельно и не могла не готовить, не гладить или не стирать одежду или не пойти самостоятельно в магазин.
Правда, ходьба по городу с тростью всё еще остается сложной задачей. У этого есть и психологический аспект: и сама Анна, и многие другие незрячие стесняются ходить с тростью.
— Ко мне приезжал мастер из Винзилей, настраивал компьютер. Он тоже был слепой, но добирался до меня сам — это для меня до сих пор из области фантастики. Я сейчас тоже сама хожу до студии. И хоть и живу через дорогу, это каждый раз стресс и подвиг для меня, — делится женщина.
Как появилась студия
— В центре реабилитации я встретила людей, которые пытались устроить свою судьбу, найти профессию. Шрифт Брайля преподавал человек без зрения, учил работать с компьютером тоже слепой. Но еще я поняла, что молодые люди, которые родились незрячими, практически ничего не умеют делать самостоятельно. Их никто этому не учил, — огорченно говорит Анна.

Пособия для работы с детьми. Внутри множество страниц текста, написанного только точками
Так как образование Анны давало право быть преподавателем, она решила заняться социализацией инвалидов по зрению самостоятельно. Сначала преподаватель открыла НКО, но не она продержалась около года — нужна была команда, чтобы взаимодействовать с властями, вести соцсети и решать повседневные задачи.
Поэтому со временем педагог создала тифлостудию на базе тюменского общества слепых. В помещении общества есть небольшая комната, внутри — стол, небольшой диванчик, плита с круглыми конфорками (чтобы можно было отличать на ощупь) и специальные книжки, написанные шрифтом Брайля.
Занятия индивидуальные. Дело в том, что у незрячих детей нередко есть и сопутствующие проблемы: неврозы, проблемы с развитием. Поэтому Анне приходится быть в том числе и дефектологом.
— С детьми работаю годами. Начинаем в 3–4 года с подготовки к школе, разрабатываем сохранные органы чувств: осязание, слух, обоняние, ориентировку в пространстве. Потом они идут в школу, учим чтение по системе Брайля, постепенно переходим к быту. Я учу ребят, как шнуровать обувь, застегивать куртку, готовить нарезку, чтобы не порезаться, — рассказывает тифлопедагог.

Эту плиту пришлось поискать. Сейчас все варочные панели плоские, а слепые такими пользоваться не могут
Занятия со взрослыми тоже проводятся, но реже. Им Анна рассказывает про технологии, которые помогают незрячим социализироваться. Многие из них придумывает Евгений, муж Анны. Анна и Евгений познакомились 11 лет назад на курсах по компьютеру в Москве — он тоже не видит.
— Мне понравился его голос — брутальный такой, мужской. Мы дополняем друг друга: он хорошо ориентируется в пространстве, поэтому магазины, аптеки — всё это на нем. Я скромная, а он напористый, умеет решать проблемы, — описывает мужа Анна.

Разработка Евгения — индикатор уровня воды. Когда сосуд переполнен, он начинает стрекотать, как кузнечик
Слепым не дают стать самостоятельными
У проблемы адаптации людей с инвалидностью есть две стороны, считает Анна Фадеева. С одной стороны, нужно больше помощи от государства — опытные психологи, центры. С другой стороны, неожиданно проблемой социализации незрячих становится опека родителей
— Я родителям всегда говорю: «Ребенок со мной 1 час, а с вами — 23 часа. Хоть что-то с ними делайте, навыки ведь надо отрабатывать». Но часто бывает так, что ребенку три, пять, семь, девять лет, а его и одевают, и обувают. Это самый больной для меня вопрос. Ко мне приходит 12-летняя девочка, говорит, мол, ходила к стоматологу, потому что папа плохо почистил ей зубы. Нужно принять, что ребенок когда-то вырастет.

Даже чтобы выйти с тростью на улицу, нужно преодолеть страх и стеснение
Из-за гиперопеки уже взрослые слепые не могут найти себе место в мире.
— Слепому надо не просто профессию получить. Он должен научиться согреть себе какую-то еду, налить себе чай элементарно, выглядеть хорошо, дойти до работы самостоятельно, — рассуждает педагог.
Тем не менее, сетует она, родители, которые приводят своих чад на занятия, до сих пор этого не понимают. Согласно кивают головой, но продолжают, как и прежде, всё делать за детей.
Кстати, мы спросили у Анны, хотела ли она себе собаку-поводыря, но она призналась, что не решилась — слишком большая ответственность. Зато ее завела Наталья Смирнова из Ишима, став третьей в Тюменской области владелицей такого помощника. Как она живет со своим лабрадором Зотти, мы подробно рассказывали в нашем большом материале.