Уютный зимний вечер, вы валяетесь под пледом, обнимая другого человека. Чувствуете полное умиротворение и спокойствие. Хорошо звучит, представили? А теперь подумайте о том, что того человека, которого вы обнимаете, вы практически не знаете. Теперь это выглядит странно. Но ради таких теплых встреч люди даже готовы платить деньги. Да-да, чтобы просто прийти и пообниматься с другими. Или просто поболтать, подурачиться. Такие встречи называются каддл-пати, или, проще говоря, обнимательные вечеринки. Проводит их специальный человек, организатор. Как оказалось, в Тюмени она одна такая. Это системный семейный психотерапевт, ведущая терапевтических групп Эльвира Соколова. Мы поговорили с ней о том, зачем люди платят за объятия, кому это нужно и почему отсутствие тактильности — не есть норма.
Никакого секса и флирта
— Что такое каддл-пати вообще, если объяснять это простыми словами?
— Каддл-пати — это обнимательные вечеринки, их ключевая задача — это дополучение тактильной близости. Мы сейчас живем в мире, в котором все бегут, люди разрозненные довольно-таки, и многие испытывают тактильный голод. И вот пространство каддл-пати — это место, где можно этот тактильный голод утолить.
Здесь мы взаимодействуем телесно, но без какого-либо сексуального подтекста. В этом и заключается прелесть обнимательных вечеринок, что тут мы исследуем себя через телесный несексуализированный контакт с другими.
Общаемся, предлагаем взаимодействие, получая отказы, учимся чувствовать свои границы, обозначать их. Начинаем понимать, чего хочется.
— Как обычно проходят каддл-пати?
— Оно состоит из трех частей. Первая — время для знакомства, медитации, упражнений на контакт. Обязательно озвучиваю правила, несмотря на то, что участники и так с ними знакомы.
Вторая часть — это так называемое «свободное время». В это время участники взаимодействуют друг с другом. То есть это не обязательно обнимашки. Здесь участники могут делать всё, что им хочется, главное, не нарушать правила. Они могут танцевать (свободная часть сопровождается музыкой, которая подбирается специально под формат мероприятия), рисовать, уйти в чайную зону и там попить чай, перекусить, поболтать. Могут пообниматься, полежать, посидеть, постоять, всячески исследовать пространство.
Можно надеть маску на глаза и попросить кого-то, чтобы вас по пространству поводили. Таким образом, понаблюдать за собой, как обстоят дела с доверием, насколько я прислушиваюсь к другому человеку, когда даю ему возможность меня вести.
И третья часть, заключительная, в рамках которой участники делятся, как для них прошло мероприятие, что было важно, что удалось понять, в каком состоянии уходят.
— А сколько стоит посещение каддл-пати?
— Стоимость каддла варьируется от его формата. Классический каддл стоит 1200 рублей за 3,5 часа мероприятия. А длинный — 1600 рублей за 4,5−5 часов мероприятия. Это довольно бюджетно, но пользы можно получить много, если настроиться. С учетом того, что на каждом мероприятии есть напитки, овощи, фрукты, сладости и другая еда. Чтобы во время каддла не отвлекаться на чувство голода.
В Тюмени я веду каддл-пати два года, и за это время, конечно, популярность заметно выросла. Если в прошлом году я проводила мероприятие один раз в месяц, то в этом — два раза в месяц. Последние месяцы с максимальным числом участников — 12 человек.
Почему не все могут попасть на каддл-пати
— Вы не раз сказали про правила. А какие они у каддл-пати?
— Ключевое — это правило активного согласия, где да — значит да, нет — значит нет. Если участник не хочет взаимодействовать, то ему достаточно просто сказать: «Нет, я не готов к контакту». Никто не будет спрашивать и требовать: «А почему нет, что ты тогда сюда пришел, это же обнимательная вечеринка, давай обниматься». Нет, это недопустимо, это нарушение правил. И я этот момент проговариваю всегда, и я слежу за тем, чтобы участники были бережны к себе и друг к другу. Поэтому на каддл можно прийти и не обниматься вообще. Задача научиться слышать себя и свои истинные желания.
Да, в каких-то ситуациях человек сам себя заставляет, хотя и не хочет. И вот в рамках обнимательной вечеринки это можно отследить, как я сам это с собой делаю, и остановиться, отказаться, не идти в контакт, которого не хочется.
— Есть какой-то предварительный отбор потенциальных участников обнимательной вечеринки? Как он проходит?
— Я провожу собеседование, на котором задаю вопросы, чтобы понять, насколько ценности участника и ценности мероприятия совпадают. И всё это делается для того, чтобы было максимально безопасно для присутствующих. Опасности вокруг и так хватает. Хочется хотя бы иногда прийти куда-то и спокойно расслабиться, понимая, что здесь точно от меня никто ничего не ожидает, тут я ни перед кем не несу никаких обязательств. Всё, что от меня требуется, — соблюдать правила.
— А были у вас такие случаи, чтобы кто-то не прошел собеседование? Почему это произошло?
— Это был случай, когда ощущается, что человек не понимает ценности каддла. Он туда хочет прийти для какого-то флирта, знакомства с целью продолжения сексуального взаимодействия. Это становится ясно в ходе диалога, потому собеседование проводится в формате голосовых сообщений или видеосообщений. Поэтому такие вещи считываются.
Человек также может не пройти собеседование, если есть подозрения на какие-то психические заболевания и он о них умалчивает. Но в ходе диалога я себя, например, странно ощущаю, и понимаю, что этот человек небезопасен. Если вот мы сейчас тет-а-тет общаемся, и у меня есть ощущение небезопасности, то как может его появление развернуться на каддле? И что потом с этим делать? Вот в такие моменты, бывают случаи, когда я отказываю в участии.
Это база
— Кто чаще всего к вам приходит? Что это за люди?
— Если говорить о возрасте, то от 18 лет до 45−48. Приходят как мужчины, так и женщины. Студенты, которые чаще всего говорят о том, что им не хватает тактильного контакта. Например, супруга или супруг говорит, что мне так много не надо, как тебе. И поэтому человеку не хватает тактильности. Для таких людей каддл будет очень полезен, актуален, может закрыть их потребность.
— Есть же люди, которые не любят тактильности. Откуда у них эта неприязнь берется?
— Здесь я могу только пофантазировать, что это связано с негативным опытом детства. Когда ребенок нуждался в тактильном контакте от значимого взрослого, он его не получал, это было очень больно. И тогда, чтобы не соприкасаться с этой болью, ребенок выбрал такое правило поведения. Став уже взрослым, он говорит: «Я не тактильный, мне это неприятно».
Это как один из вариантов. Другой вариант может быть связан с негативным прошлым опытом. Либо опыт насильственных действий был, либо травматичный опыт, когда применяли физическое насилие, либо произошло сексуальное, сексуализированное насилие. С высокой долей вероятности нежелание тактильности и негативная реакция тела на нее связана с травмирующим опытом в прошлом.
— Откуда у нас вообще такая потребность в тактильности?
— Дело в том, что в тактильном контакте у человека выделяется окситоцин. Это гормон привязанности, он расслабляет, помогает переключиться от тревожных мыслей и успокаивает организм. И эта потребность — это базовая потребность еще начиная с младенческого возраста. Если ребенка не прикасаться, то может дойти вплоть до психологических отклонений в процессе развития. Отсутствие тактильности может даже влиять на физическое здоровье, а человек и не поймет этого. Поэтому нужно прислушиваться к себе и к своим потребностям.
О чём мы еще говорили со специалистами?
Взаимоотношения людей — бесконечная тема для разговоров. До этого на нашем сайте выходило интервью с Эльвирой Соколовой о том, куда уходит секс в отношениях и возможно ли его вернуть. Иногда парам в решении семейных конфликтов помогает только одно — развод. Почему люди решаются на это и так ли это плохо — рассказала психолог. Также почитайте интервью со специалистом, которая разнесла миф о злобных любовницах, соблазняющих мужчин.