Круглосуточно. Всегда готовы к худшему. Примерно так можно охарактеризовать приемное отделение в тюменской ОКБ № 2, куда каждый день за помощью обращаются несколько сотен человек. О проблемах службы оказания неотложной и экстренной помощи мы поговорили с ее руководителем Антоном Терехиным. Он честно рассказал о воровстве в больнице, сложностях в отделении, объяснил, почему людям приходится ждать приема по несколько часов и кому не стоит ехать со своими заболеваниями в приемник.
Вы можете прочитать краткую версию интервью ниже, а полный выпуск смотрите в формате видео или слушайте в форме подкаста (он выходит в наших сообществах во «Вконтакте» и мессенджере Telegram).
— Люди жалуются на долгие часы ожидания приема. Почему так происходит?
— За год через приемное отделение (взрослое и детское) проходит порядка 360 тысяч человек. От этого количества обращений и получается то самое время ожидания. Мы не делим пациентов по принципу «кто первый». Основная наша позиция — кому быстрее нужна помощь. Для этого у нас существует маршрутизация пациентов. Мы сегодня понимаем, что нужно друг друга уважать. И если вы, условно, пришли с болью в пальце, который уже неделю беспокоит, то, скорее всего, можно и подождать.
Что позволяет нам законодательство: у нас нет вопроса в очереди, у нас вопрос в экстренности. Есть пациенты, которые идут по красному коридору (кому быстрее всего нужна помощь), есть — по зеленому (кто может подождать). И есть большое количество шкал, по которым определяется, как быстро человеку нужна помощь. Но нам не хотелось бы ограничивать пациента по некоему рейтингу. Вроде ты не подошел — иди отсюда. Но я чувствую, что если в нашем городе количество людей будет расти, то нам придется это сделать. Иначе мы просто лопнем. Наша клиника не позволяет сегодня расшириться, увеличить площадь кабинетов. Я начинал работать в старом приемном отделении и, надеюсь, открою третье новое.
— Почему отделение такое «убитое»?
— Я любой частной клинике, любому стационару предложу весь наш поток людей забрать, и тогда поговорим. Поэтому я могу сказать абсолютно точно и без хвастовства, мы же общаемся с коллегами из других городов и из Москвы. И на конференциях у нас спрашивают, как организовать этот процесс. В Москве нет приемных отделений, которые в сутки принимают 880 человек. У них 300 человек, а иногда 350 в сутки. И всё!
Увеличивается количество людей. Сейчас мы проводим 37 тысяч операций в год. Ни один стационар в Тюменской области не делает столько.
Когда отделение открывалось, в 2007 году, оно было рассчитано на 120 тысяч обращений в год. А население как выросло? Основная перепись показала, что здесь живут 856 тысяч человек. Наша большая хотелка — расшириться. И мы понимаем, что те люди, которых мы принимаем каждый день во взрослом отделении — почти 900 человек, они должны куда-то прийти.
— Люди жалуются, что их отсюда отправляют в другие медучреждения?
— Да, отправляют. Могут это сделать, если травма амбулаторная. Например, приходят люди и говорят, что неделю назад получили травму, а время дойти нашли только сейчас. А по прописке они относятся, например, к пятой поликлинике, где есть травмпункт. Ну так, пожалуйста, сходите туда, получите там помощь, ведь там такие же травматологи. Конечно, если у вас рана, то никто никуда отсюда не отправит. Или будет сочетанная травма, где понадобится несколько специалистов. Есть у департамента здравоохранения приказ маршрутизации пациентов, и, чтобы узнать принадлежность к своему месту, достаточно просто позвонить на скорую и спросить, куда с проблемами поехать.
За 2022 год в приемные отделения ОКБ № 2 (взрослое и детское) обратились 358 тысяч 102 пациента (из них 131 774 ребенка). За год врачи отделения провели 37 тысяч 492 операции.
— Количество врачей увеличивается, как и количество пациентов?
— Не пропорционально. Количество врачей увеличивается с учетом потребностей. Мы сегодня так же работаем, как во «Вкусно и точка» — у них есть пиковые дни, и у нас тоже. Например, будем ждать очередной гололед и, конечно, будем усиливать службу. Для понимания: не бывает так, что травматолога посадили, и всё. Здесь задействованы все: и рентгенологическая служба, и санитарная служба, и операционный блок, и медицинские сестры. Мы готовы и для массовых поступлений.
— Сколько в среднем на каждого врача приходится пациентов?
— По-разному, зависит ото дня. Если взять статистику по хирургии — 130–160 человек в сутки на шестерых врачей. Но бывают пациенты с сочетанной травмой — ударился головой, рукой и грудной клеткой, а значит, его осмотрят три специалиста. А если возьмем сезонность, то у лор-врачей будет по 50–60 пациентов в сутки. У нас выработано правило: каждый пациент, переступивший порог лечебного учреждения, должен быть осмотрен.
За последние шесть лет число обращений за медицинской помощью только во взрослый травмпункт возросло на четверть — с 94 тысяч до 118 тысяч 436 случаев в год.
— Какие зарплаты у врачей?
— Зарплата не отличается от средней по Тюменской области. Это 113 тысяч рублей у врача, средний персонал — 57 тысяч рублей. Майские указы выполняются полностью. Но есть разная интенсивность, категория, и это всё влияет на сумму. Врач после ординатуры спокойно получает 80 тысяч рублей.
— Выпускники медвузов приходят к вам?
— Врач, который прошел ординатуру в нашем отделении, абсолютно готов для начала своей деятельности здесь. Вы можете удивиться, но в тюменские клиники, которые открываются (государственные и частные), приходит много выходцев из ОКБ № 2. Те самые студенты становятся врачами, которых считают лучшими в своей отрасли. Это те, кто прошел школу экстренной службы. Мы даже берем стажеров-ординаторов на прием, потому что некоторые прям очень хороши, очень сильные.
У нас есть и другая практика — шесть санитаров приемного отделения учатся на медсестер, и одна из них выпускается в этом году. А всё это началось со времен ковида, когда ОКБ № 2 не остановилась ни на день, а разные клиники и не по разу закрывались на санацию. Тогда было взаимозамещение некоторых видов помощи, и обязанности ложились на плечи этих людей. И я им за это благодарен.
— А есть проблемы с техникой и медикаментами из-за санкций?
— Проблем нет. Приказ по импортозамещению работает давно. С обслуживанием и ремонтом проблем точно нет. У нас обновлен парк, у нас два МРТ, только в приемном два КТ и еще один должен быть установлен на шестом этаже для стационара. Насколько я знаю, сложностей нет ни с техникой, ни с медикаментами.
— Воруют в больнице?
— Бывают жалобы, что в уборных нет бумаги. Мы устали вешать сушители для рук электрические. Их снимают и уносят. И туалетную бумагу тоже воруют. При этом пациенты могут спросить на регистратуре всё, если кому-то нужно.
У нас даже каталки воруют сидячие. Да, пациенту, видите ли, она была нужнее, и он на ней уехал домой. Проследить за каждым я не могу. Тем более, он просто может сказать, что он до такси доедет. Конечно, езжайте, но только верните. Кто-то бросит на улице, и то хорошо, а кто-то уедет. Потом ищем их с полицией.
В ближайшие годы приемное отделение могут обновить — построить новое, которое уже будет соответствовать потребностям разрастающегося города. Правда, в региональном бюджете таких денег найти не смогли, поэтому в этом году губернатор попросил денег из федерального бюджета.