Здоровье истории Потерять 14 кило за неделю и впасть в кому в год. Честные истории тюменцев с сахарным диабетом

Потерять 14 кило за неделю и впасть в кому в год. Честные истории тюменцев с сахарным диабетом

Как стать профессиональным спортсменом, путешествовать и почему не стоит бояться сладкого

Аглае Беляковой девять лет. В год у неё обнаружили сахарный диабет первого типа

14 ноября отмечают Всемирный день борьбы с сахарным диабетом. В Тюменской области с 2000 года ведется регистр больных, в котором сейчас числятся 50 582 человека.

В каком возрасте тюменцы узнают о заболевании, что делают, узнав о диабете, и почему решают не скрывать это — герои рассказали 72.ru.

Аглая: «Одноклассники в шутку просят заразить их, чтобы они могли пить сок на уроках»

Мама девятилетней Аглаи — София Белякова — психолог, она ведёт группу поддержки родителей, которые тоже столкнулись с диабетом у своих детей. Аглая впала в гипергликемическую кому, когда ей был год. Врачи не сразу поняли, что с девочкой, но когда обнаружили высокое содержание сахара в крови, поставили диагноз. Мама была рада, что ребенка удалось спасти, и приняла болезнь дочери.

— Не представляла, как можно поставить укол этому крохотному ребенку. Я из тех людей, которые падают в обморок, когда нужно сдать кровь из пальца, а здесь шприц, иглы. Я тогда иглу погнула, — смеётся София.

Сейчас Аглая пользуется инсулиновой помпой, замеряет уровень сахара глюкометром и иногда пьёт на уроках сок. В прошлом году сок носила с собой её лучшая подруга. Девочка учится в четвёртом классе и каждый день ездит в Дворец творчества и спорта «Пионер» на танцы или вокал, а в свободное время гуляет с подружками.

Гипогликемия — снижение уровня сахара в крови ниже нормы. Больному нужно срочно выпить или съесть что-то сладкое, например, сок.

— Мы сразу решили, что будем всем рассказывать о диабете, чтобы у детей не возникало вопросов. В этом году Глаша перешла в новую школу, и на одном из уроков она вместе с учителем выступила перед классом с коротким ликбезом: что такое диабет, почему пищит сенсор, зачем прокалывать палец и измерять уровень сахара, почему она иногда может пить сок на уроках. На перемене ребята подошли к Глаше и сказали, что у них есть конфеты с собой, и они обязательно ими поделятся, если ей станет плохо.

— Да, ко мне подходили и говорили: «Зарази меня тоже, я хочу пить сок на уроках». А когда измеряю сахар, многие или собираются вокруг парты, или не подходят. Но все боятся, что мне больно, а я говорю, что всё нормально, — объясняет Аглая.

Аглая пользуется инсулиновой помпой и рассказывает ровесникам, что за датчик носит на одежде

По словам Софии, многие родители не рассказывают о диагнозе своих детей даже близким родственникам. Боятся возгласов в духе: «На инсулине теперь всю жизнь, какой ужас!» — просто не чувствуют сил что-то объяснять. Им бы с собой справиться. А в группе поддержки ничего объяснять не нужно, но можно узнать, с какими ситуациями сталкиваются другие.

— Когда я узнала о болезни, не было чатов, круглосуточных телефонов. Были форумы, где на вопрос отвечали максимум на следующий день. А что-то происходит прямо сейчас, как с этим справиться? Врачу среди ночи звонить неудобно. Поэтому многое узнавали сами, со временем информация стала намного доступнее.

Сейчас Аглая сама умеет высчитывать, чего и сколько ей нужно съесть. Сначала мама боялась, что дочь будет всегда хотеть сладкое, даже находила фантики от конфет под подушкой, но потом объяснила Глаше, что можно есть многие продукты, если научиться их компенсировать.

— За эти восемь лет мы ни разу не сталкивались с негативом. Я уверена, что о диабете важно и нужно рассказывать, чтобы люди были в курсе, знали о способах помочь, а главное, чтобы не боялись. Так все мы станем чуточку внимательнее друг к другу.

Виктор Вайцеховский: «За неделю потерял 14 килограмм, начала усыхать вывихнутая нога»

Виктор — двукратный чемпион мира по пауэрлифтингу. Сейчас ему 23 года, он работает фитнес-тренером в Тюмени

Виктор узнал о диабете, когда ему было 16 лет. Подростку резко начало становиться плохо: за неделю он потерял 14 килограммов, а на тренировке по боксу сильно подвернул ногу. Она не заживала и даже начала усыхать. К этому прибавилась постоянная жажда и сонливость. Мама отправила сына сдать все анализы, но в больнице недомогание списали на подростковый возраст.

Диабет первого типа диагностируют до 40 лет, но часто он проявляется в детстве или в подростковом возрасте, из-за чего его называют юношеским.

— До дня рождения оставалось две недели, и я не хотел ложиться в больницу на обследование. Но мама настояла, и я лёг в ОКБ № 2. С собой мне надавали булочек, соков, бананов — всего того, что не нужно есть, когда у тебя диабет. Врачи проверяли желудок и предложили не есть всё то, что мне приносят из дома. А ночью у меня развилась гипергликемическая кома: сахар был 36 при норме 5,5. Очнулся в реанимации в пять утра и очень удивил медсестру, когда попросил воды.

После того, как нормализовался сахар, Виктор снова начал набирать вес, нога тоже восстановилась. Практически сразу он начал пользоваться инсулиновой помпой, в 2011 году семья купила её за шесть тысяч долларов. Сейчас на её содержание Виктор ежемесячно тратит 10–15 тысяч рублей.

Как многие подростки, Виктор решил увлечься спортом, чтобы стать сильным. Одноклассник предложил сходить на занятие по пауэрлифтингу. Виктору понравилось, и вскоре тренер перевёл его в продвинутую группу. Болезнь подростка его никак не смутила. Он всё держал под контролем и постоянно следил за состоянием подопечного.

Новые знакомые спрашивают, почему Виктор носит с собой пейджер. Он отшучивается, что это модно 

— Теперь я сам тренирую мальчика с сахарным диабетом. Ему 14 лет, и перед каждой тренировкой он измеряет уровень сахара, говорит мне показатель. После тренировки проводим ещё один замер. Но есть тренеры, которые не решаются взять тренировать диабетиков. Боятся ответственности и не представляют, что делать в экстренных ситуациях.

В 2016 году Виктор принял участие сразу в нескольких соревнованиях: чемпионате России, Кубке мира, чемпионате мира и других. Участвовал наравне со всеми и занимал призовые места. После соревнований Виктору хотя бы раз в год нужно ложиться в стационар, чтобы восстановить организм.

— Я не настаиваю на том, чтобы диабетики занимались профессиональным спортом, но призываю всех заниматься спортом именно для здоровья. Я выбрал такой путь, конечно, с диабетом тренироваться тяжелее, но я люблю сложные тренировки. Мне и инвалидность сняли в 18 лет — посмотрели, что руки-ноги целы, органы работают хорошо, зрение нормальное. Грубо говоря, инвалидность у меня была только год.

Виктор уверен, что важно и нужно говорить о диабете. В каждой новой компании, на работе и друзьям он говорит о том, что у него есть это заболевание.

— Я всем объяснял, что подробности можно узнать в интернете, а если не хотите читать, просто знайте, что если у меня неразборчивая речь, трясутся руки и бледное лицо, лучше дать мне карамельку. Не спрашивать, что со мной, можно ли меня беспокоить и так далее. Но чаще я могу сделать это сам.

Вообще, было бы легче, если бы люди понимали, как поступать с инсулинозависимыми диабетиками. Мы же знаем, что делать при инсульте: совсем недавно появилась и реклама по центральным каналам, информационные плакаты на остановках. А о диабете не знает почти никто, если его родные не сталкивались с болезнью. Если бы была на тех же остановках информация о признаках гипогликемии (низкого сахара) или гипергликемии (высокого сахара), жизнь диабетиков стала бы намного легче, по себе знаю.

Матвей Андреев: «Одноклассники бегут за конфетами, когда думают, что мне плохо»

Матвею Андрееву девять лет. С сахарным диабетом он живёт уже три года

Семья Матвея узнала о диабете, когда мальчику было шесть. Незадолго до диагноза он попробовал фондю с другом Савелием. Мальчики ели фрукты в шоколаде, а через несколько дней у Матвея появилась сильная жажда. Ребенок начал резко расти и терять в весе. Тогда Ольга, мама Матвея, показала сына врачам.

— Мы думали, он просто подрос перед школой. А врачи взяли все анализы, измерили сахар, и оказалось, что он повышен — 14,8. Так Матвея положили в стационар. Я не помню, как ехала из больницы, первые три дня было очень страшно, потом пришлось эту болезнь принимать — другого выхода не было, — объясняет Ольга.

С появлением сахарного диабета Матвей начал питаться по-другому. Вместе с ним на правильное питание перешли мама и бабушка. После вопроса о вредной еде Матвей смеется и вскидывает руки:

— Про чипсы не надо было задавать вопрос! Мама говорит, что можно всего понемножку, но у меня пока не получается.

Матвей признаётся, что только учится питаться правильно

— Бывают моменты, когда «запрещенки» хочется всем. Иногда Матвей съедает столько, сколько нужно, иногда перебарщивает. Но мы договариваемся, обсуждаем это — по-другому никак.

В школе все знают, что у Матвея диабет. Если мальчик начинает говорить о недомогании и усталости, одноклассники бегут к рюкзакам, чтобы принести ему конфеты. Он выбирает одну и благодарит всех остальных, но так было не всегда.

— В детском лагере у меня сильно упал сахар, до 2,4 (норма сахара в крови человека составляет от 3,2 до 5,5 ммоль/литр,) и я попросил у вожатой что-нибудь сладкое. Сказал зачем, но мне не поверили. Оказалось, что одна из наших вожатых не знала, что у меня диабет, потом ей всё объяснили.

Норма сахара в крови человека составляет от 3,2 до 5,5 ммоль/литр.

Матвей не стесняется диабета и спокойно измеряет уровень сахара перед приемом пищи, даже если находится в общественном месте. Он много путешествует с мамой и занимается спортом. Сейчас мальчик ходит в секцию по мини-футболу к Юрию Орешкину — капитану сборной России по мини-футболу среди людей с сахарным диабетом (с 2014 по 2018 год).

— Мне врачи сначала говорили, что диабет можно вылечить, но потом Юрий Александрович сказал, что это навсегда. Тогда я подумал, что когда вырасту, хочу так же, как он работать, у него тоже диабет.

В начале осени Матвей чуть не впал в кому: 9 сентября он проснулся с низким уровнем сахара и упал в обморок на 10 минут. Ольга вызвала скорую: врачи приехали буквально за две минуты и оказали сыну первую помощь. Она признаётся, что потом долго их благодарила за такую скорость. До этого она возила сына в больницу сама.

Друзья Матвея всегда носят с собой сладкое и помнят, какой у мальчика сахар

— Мама тогда почти везде на красный ехала, я больше боялся за неё, чем за себя. Это же, наверное, столько ей потом штрафов выписали, кошмар, — объясняет сын. Мама улыбается и признается, что бывает всякое. Главное, что они это пережили.

Ольга общается с другими диародителями — мамами, чьи дети болеют сахарным диабетом. Все они переписываются в Viber, когда у кого-то появляются вопросы. В группе уже 293 человека не только из Тюмени, но и с юга области, из Тобольска и даже Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь всегда можно спросить совет у «бывалых», попросить тест-полоски и помочь тем, кто в этом нуждается.

Ребенок сразу начал ходить с инсулиновой помпой. Содержать её стоит около восьми тысяч рублей в месяц

— Из этого чата мы подружились с тюменскими семьями, это 6–8 человек, и теперь часто вместе проводим время. Мы уже ездили на шашлыки, ходили в кафе, ребята с родителями приходили к нам в гости. Ещё общаюсь с мамой Савелия — друга Матвея, с которым он ел фондю за несколько дней до диагноза. Оказалось, что она с десяти лет болеет диабетом сама и теперь многое нам рассказывает. Очень хорошо, что у нас есть возможность задать вопрос и всегда получить на него ответ.

Вокруг сахарного диабета появляется множество слухов: люди не знают о заболевании и его признаках. Развенчал мифы о заболевании и рассказал основные факты о нем профессор Нижегородской медицинской академии Леонид Григорьевич Стронгин. Ответы на главные вопросы читайте в интервью с главным внештатным эндокринологом Департамента здравоохранения Тюменской области Людмилой Суплотовой. О том, как в одиночку воспитывать годовалого сына, потеряв зрение из-за диабета, рассказала тюменка Анастасия Репетова.

Яна Шулика
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем