В России все больше становятся популярными ноотропные препараты, стимулирующие работу мозга. Они были созданы для замедления развития необратимых процессов, приводящих к деменции, но все чаще такие препараты стали покупать люди, которым деменция не светит еще несколько десятков лет. Попытаемся разобраться, с чем это связано?
Бронежилет от стресса
Ноотропы – это бытовое название психоактивных препаратов, к которым относятся все медикаменты, так или иначе влияющие на работу мозга. Это могут быть средства как синтетического, так и натурального происхождения, например настойка пустырника или пиона. Какие-то из них обладают менее выраженным действием и потому отпускаются без рецепта, другие по механизмам воздействия на центральную нервную систему схожи с наркотическими веществами и потому подлежат строгому учету.
Однако речь пойдет не о последних, а как раз о тех, что можно купить без рецепта. Как правило, они преподносятся как препараты для улучшения памяти, внимания, препараты для снятия стресса. Их действие направлено на улучшение мозгового кровообращения или обмена веществ, что приводит к повышению активности головного мозга. Собственно, ради этой цели такие препараты и назначают больным деменцией, в частности, болезнью Альцгеймера. То есть на человека здорового данный препарат действует как энергетик.
«Повышенному стрессу подвержена практически вся экономически активная прослойка населения, – считает профессор клинической психологии Михаил Беребин. – Это люди, вынужденные ежедневно и ежечасно принимать бизнес- или социально-политические решения. Также состояние стресса сильнее обычного испытывают люди, работа которых зависит от эмоционального участия. Как правило, это представители профессий сферы «человек-человек», которые очень подвержены эмоциональному выгоранию».
Все эти факторы накладываются на то, что россияне в большинстве своем не умеют снимать стрессы, не знают, как это правильно делать, не обладают навыками такой защиты, а потому вынуждены обращаться к помощи фармакологических стрессопротекторов. Не секрет, что многие становятся зависимы от такого «бронежилета», и прием ноотропов происходит бесконтрольно. Правда, и каким-то образом регламентировать прием таких препаратов в данных условиях не представляется возможным.
«Чтобы ввести систему контроля над психоактивными препаратами, надо сначала вывести психологическую помощь населению на уровень шаговой доступности, чтобы человек, почувствовав растущую тревожность, испытав нервный срыв или обнаружив у себя другие негативные проявления воздействия стресса, мог обратиться к психотерапевту незамедлительно, – уверен Михаил Беребин. – Пока же наши люди вынуждены либо тянуть до момента, когда уже невмоготу и ничего не помогает, либо обращаться к традиционным и не всегда полезным для здоровья средствам снятия стресса – принятию алкоголя, наркотиков или психоактивных препаратов».
Работать, работать и снова работать
При этом работодатели, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы в том, чтобы сотрудники работали без устали, настороженно относятся к факту приема ими ноотропов. «Во-первых, это нечестно по отношению к другим сотрудникам, – считает руководитель аналитического отдела банка Андрей Перевозов. – Это как допинг для спортсменов: он позволяет выигрывать медали, но такие победы не будут считаться справедливыми. И поощрять сотрудников, которые использовали стимуляторы для работы мозга, чтобы добиться большего и получить более высокую должность, я бы не стал».
«Ноотропы, конечно, усиливают умственные функции человека, обостряют память и быстроту мышления, но применение любых медицинских препаратов должно осуществляться только по показаниям и по рекомендации врача, – считает старший научный сотрудник финуниверситета при правительстве РФ Анатолий Якушев. – Своим коллегам-преподавателям, которые являются представителями профессии, связанной с высокой интеллектуальной нагрузкой, я бы порекомендовал противопоставить приему ноотропов кофе и полноценный отдых».
«Я бы рискнул принимать препараты, связанные с работой мозга, только если мне их назначит врач, – говорит владелец компании, занимающейся перевозками, Павел Рутня. – А если узнаю, что кто-то из моих водителей принимает такое без рецепта врача, то как минимум вызову этого человека на серьезный разговор. Наша работа, конечно, требует обостренного внимания, но у каждого лекарства есть побочные эффекты, и они могут проявиться в самый неожиданный момент. В нашей профессии это может привести к трагедии».
При этом врачи очень скептически смотрят на новую моду на ноотропы, поскольку уверены, что ее основоположниками являются фармацевтические компании. «Во-первых, не все то, что предлагается в аптеках в качестве стимуляторов мозговой деятельности, имеет доказанную киническую эффективность, – поясняет терапевт Эльвира Терешенко. – Некоторые препараты для достижения ощутимого эффекта нужно принимать в больших дозах, другие показывают эффективность, если их вводить внутривенно, а при приеме перорально они вовсе превращаются в пустышку».
Однако в данном случае может иметь место эффект плацебо. Как считают психологи, ритуальность какого-либо действия также может давать стрессопротекторный результат. «Если спросить разных людей, почему они курят, то все дадут разные ответы: кого-то это успокаивает, у кого-то возбуждает аппетит, у кого-то, наоборот, подавляет его, – рассказывает Михаил Беребин. – То же самое может происходить и с лекарственными препаратами. Если человек верит, что таблетка улучшает его память, то даже при ее незначительной фармакологической эффективности сработает эффект плацебо».
Тем не менее врачи (и психотерапевты, и терапевты) настаивают: каждый человек должен владеть несколькими способами снятия напряжения. Это может быть правильная организация режима дня и в том числе отдыха, физические нагрузки, дыхательные и релаксационные техники, прогулки на свежем воздухе, эмоциональные разгрузки. А к фармакологическим методам следует прибегать только в крайних случаях.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com