Ужесточить контроль государства за ценообразованием на лекарственном рынке предлагают депутаты Госдумы. Вместе с тем Минздрав обещает законодательно повысить цены на дешевые препараты и ограничить прибыли фармкомпаний. Чего ожидать в свете этих инициатив обычному потребителю, выяснял наш корреспондент.
О повышении цен на лекарства и о возможных путях прекращения этого роста в правительстве сейчас не говорит разве что ленивый. Ажиотаж вокруг этой темы начался еще перед новым годом, когда отечественные производители заявили о возможном прекращении выпуска дешевых препаратов. Бизнес объяснил это увеличением своих издержек, при снижении прибыли, иными словами, выпускать дешевые лекарства стало нерентабельно, а работать себе в убыток никто не хочет.
«Сложилась ситуация, когда себестоимость этих лекарств раза в три-четыре выше, чем та цена, за которую их пытаются покупать, – говорил в конце декабря председатель думского Комитета по охране здоровья Сергей Калашников. – Это связано с тем, что резко повысилась долларовая стоимость субстанций, которые закупаются за границей. Поэтому стоит проблема следующая: каким образом быстро изменить регулирование цен на лекарства и каким образом, при каких условиях быстро восстановить отечественное производство фармсубстанций, которое у нас было, но которое мы потеряли».
И вот оперативные меры: «По экспертным оценкам, цены на лекарственные препараты вырастут в текущем году приблизительно на 20%», – пообещал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Одновременно с этим чиновники от здравоохранения заявили, что они разрабатывают законопроект об индексации (читай повышении) цен лекарства нижнего и среднего ценового сегмента, то есть, препаратов стоимость до 50 и до 500 рублей. Спустя пару дней министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, выступая по телевидению, сказала, что правительство вносит этот документ в Госдуму. Ряд федеральных СМИ истолковали эти слова буквально и сообщили, что проект закона уже находится на рассмотрении в парламенте. Однако найти этот документ не представляется возможным.
И все-таки министр немного приоткрыла завесу тайны над будущими преобразованиями. «Мы ввели в закон изменение, которое позволяет нам до 1 июля пересмотреть систему ценообразования на лекарства в стране, – сообщила госпожа Скворцова в эфире телеканала «Россиия1». – Мы хотим заложить в новую формулу максимальный предел на рентабельность. Во всем мире рентабельность не должна превышать 30%. У нас это тоже должно быть». Между тем эксперты недоумевают, откуда берутся такие цифры.
«Интересно, какие страны имела в виду министр, когда говорила о 30% рентабельности фармотрасли, – вопрошает директор частной аптеки Сергей Зыков. – Согласно европейским исследованиям, чтобы оставаться на плаву, уровень рентабельности фармкомпании должен находить на отметке в 40% иначе она рискует разориться. Если министерство реально ограничит прибыли производителей, то это приведет к полному вымыванию иностранных лекарств с отечественного рынка. Кто от этого выиграет, я не знаю, но точно не потребители».
Пока Минздрав планирует повышать цены на дешевые препараты, парламентарии разработали собственный пакет антикризисных мер. На днях в Госдуму поступила законодательная инициатива об ужесточении госрегулирования цен на фармрынке. Депутаты предлагают правительству устанавливать максимальные розничные цены на жизненно важные лекарственные средства с учетом социальных и экономических изменений. Кроме того, они настаивают на скорейшей индексации стоимости дешевых препаратов.
«В связи с тем, что данное положение Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2015 года, разовая индексация зарегистрированных предельных отпускных цен, включенных в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, возможна не ранее 1 июля 2015 года. С учетом финансово-экономической ситуации требуется перенос срока вступления в силу указанного положения Федерального закона на возможно ближайший срок», – говорится в пояснительной записке к документу.
Стоит отметить, что, несмотря на все заявления чиновников и народных избранников, ситуация не становится яснее. С уверенность сейчас можно сказать только одно – лекарства подорожают и, судя по всему, подорожают существенно.