Цены на лекарства в российских аптеках за полгода не изменились и по прежнему остаются самыми высокими в мире. К такому выводу пришли эксперты ФАС, сравнив отечественный фармрынок со странами ЕС, СНГ и БРИКС. Ранее антимонопольщики предлагали усилить госконтроль за лекарственным ценообразованием. Сейчас они считают, что спасти ситуацию сможет только развитие свободного рынка и здоровой конкуренции.
Первое исследование цен на лекарства антимонопольная служба РФ проводила по настоянию зампреда правительства Игоря Шувалова в январе-феврале 2014 года. Сравнив ценники российских аптек с зарубежными, эксперты заключили, что наш потребитель платит за лекарства больше всех в мире. Для изменения ситуации специалисты предлагали ввести государственный контроль за ценообразованием на все лекарства, а не только на список жизненно необходимых и важных (ЖНВЛП). Так же антимонопольщики хотели обязать российские фармкомпании производить больше дешевых отечественных аналогов зарубежных препаратов. С тех пор прошло полгода, но ситуация не изменилась ни на йоту.
Последнее исследование ФАС показало, что, оставаясь мировым лидером по дороговизне медикаментов, Россия находится в числе стран с низким уровнем их потребления. По количеству купленной фармпродукции среднестатистический россиянин отстает от европейца в три раза, а от гражданина США – в шесть раз. Однако это не значит, что мы реже болеем. Просто значительная часть населения РФ либо вообще лишена возможности покупать лекарства, либо не может себе этого позволить в следствие высоких цен. В числе основных причин сложившейся ситуации специалисты ФАС называют: длительное отсутствие в аптеках льготных препаратов, закрытие аптечных организаций в сельской местности ввиду их низкой рентабельности, отказ бизнеса от дешевых лекарств из списка жизненно важных и необходимых.
«Наблюдается недостаточный ассортимент ЖНВЛП как в госпитальном, так и амбулаторном сегментах фармацевтического рынка. Например в ноябре 2013 года в среднем в каждом субъекте РФ в амбулаторном сегменте отсутствовало 43% ЖНВЛП. Это связано с тем, что из ассортимента аптек продолжают исчезать лекарственные препараты низкой ценовой категории, так как наценка на них минимальна и не обеспечивает достаточный уровень прибыли», – говорится в отчете антимонопольной службы.
Кроме того, в России самый низкий в Европе уровень государственного финансирования расходов населения на медикаменты. Это значит, что львиная доля трат, при покупке необходимых препаратов, ложится на плечи больного человека, который априори не может себе этого позволить.
«В странах ЕС расходы на лекарства из государственных и общественных источников в среднем составляют более 60% от общих расходов на лекарства, в России – не более 45%», – подытоживает ФАС.
Чудеса происходят и внутри страны. Так, регионы, которым государство разрешило делать минимальные наценки на лекарства, продают их дороже тех, кому позволено делать максимальные надбавки. Даже внутри одного Федерального округа стоимость лекарств может отличаться в десятки раз. Самые дорогие медикаменты уже традиционно обнаружились в Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и Мурманской области.
В итоге антимонопольное ведомство делает однозначный вывод: «Проведенное сравнительное исследование оптовых цен на монопольные дорогостоящие лекарства, а также розничных цен на наиболее покупаемые населением рецептурные лекарства и на лекарства, применяемые в кардиологии, выявило, что в России указанные цены в целом высокие по сравнению с другими странами, даже на лекарства, которые имеют большое количество аналогов».
Но мало обозначить проблему, надо предложить пути ее решения. Антимонопольщики видят эти пути в повышении конкуренции на отечественном фармрынке. В частности, рекомендуется отказаться от жесткого регулирования цен и системы госзакупок в пользу механизма лекарственного возмещения, когда государство возвращает гражданам часть сумм, потраченных на медикаменты. Необходимо сформировать информационную базу взаимозаменяемых лекарственных средств и ускорить процесс выведения на рынок дешевых аналогов. Для этого следует усовершенствовать патентную систему. В общем здравых идей много, остается только грамотно их реализовать, что часто бывает не под силу нашим чиновникам.
Фото: Инфографика взята из доклада ФАС