Почему мы стремимся к гармонии во взаимоотношениях, но, бывает, часто ссоримся и не понимаем друг друга? Как избежать конфликтов на работе и в личной жизни? Как найти свою вторую половину, наладить общение с людьми, научиться ладить с самим собой? Ответ на эти вопросы человек пытается найти порой в течение всей своей жизни, путаясь, заблуждаясь, совершая одни и те же ошибки. Может быть, стоит попросить помощи?
«С мамой у меня всегда были напряженные отношения, – рассказывает 35-летняя тюменка Екатерина. – Я так хотела ей понравиться, быть хорошей девочкой в ее глазах, но все было тщетно. Все мои действия рассматривались под микроскопом и подвергались жесткой критике. До сих пор не могу понять, что таким образом хотела взрастить во мне мама, от которой я ждала тепла, любви и понимания. В результате я выросла человеком с низкой самооценкой, тревожным, мечущимся, постоянно сомневающимся в себе и в других. То, что у меня не получалось, я воспринимала как трагедию, а уж если мои ошибки осуждались кем-то, то горе было бескрайним.
Так продолжалось, пока я не познакомилась с соционикой – этой наукой об отношениях увлекся мой рабочий коллектив. Коллега, уже подкованная в соционическом типировании, определила меня, как Дюма. Я прочитала про себя, согласилась, даже на какое-то время впала в депрессию от мысли, что да, вот она я со всеми своими недостатками. Но потом, уже углубившись в теорию, смогла принять себя такой, какая есть, с теми качествами, которыми наградила меня природа. И сейчас я не зацикливаюсь на недостатках, а стараюсь развивать достоинства, жить стало проще, веселее и интереснее».
Немедицинский метаболизм
Соционика – веяние на сегодняшний день модное. Однако до сих пор ведутся споры о том, можно ли считать ее наукой. И пусть даже околонаучные, но эти знания приобрели огромную популярность, потому что действительно работают и помогают людям понять как себя, так и окружающий мир. Конечно, современный вариант соционики, а особенно ее широкое распространение, во многом обязаны Интернету, ведь именно там появились первые соционические клубы, где можно было подробно познакомиться с теорией, получить помощь в разъяснении непонятных вопросов и просто пообщаться с интересными людьми.
Основоположником соционики считается швейцарский психолог Карл Густав Юнг, хотя в его трудах нет такого понятия как соционика, да и типы личности, которые она выделяет, назывались у него немного иначе. И все таки именно он впервые разделил людей на этиков и логиков, сенсориков и интуитов, экстравертов и интровертов, рационалов и иррационалов, выделив таким образом восемь типов – базу соционики.
Затем эту базу подхватили многие западные ученые, постепенно увеличивая количество типов до 16. Но главная заслуга в развитии соционики принадлежит ее основательнице – прибалтийскому педагогу-экономисту Августе Августинавичуте, которая в 70-е годы не только сделала описания типов личности проще и доступнее для понимания, но и показала, как они взаимодействуют друг с другом. А это и есть главная цель соционики – теории, описывающей 16 человеческих типов в зависимости от того, как они перерабатывают информацию. Потом в соционике выделился еще ряд исследователей, каждый из которых привнес в теорию отношений что-то свое.
Тип личности на соционическом языке называется ТИМом и означает тип информационного метаболизма. Каждый из 16 типов по-своему видит и перерабатывает информацию, которую ему предлагает внешний мир. И именно эти индивидуальные особенности информационного обмена заставляют человека поступать определенным образом. Не правда ли, звучит заманчиво? Ведь кажется все так легко – узнай ТИМ и общайся по уже заданной формуле, все предсказуемо и понятно. Однако типирование – дело не простое и с первого раза «попасть» на правильный ТИМ удается разве что настоящим асам в соционике. Но в данном деле даже промежуточный результат приносит большую пользу, помогая решить многие проблемы во взаимоотношениях.
Третьего не дано
Итак, 16 типов, или ТИМов. Все они различаются набором и комбинацией восьми основных функций: сенсорикой или интуицией, логикой или этикой, экстравертностью или интравертностью, иррациональностью или рациональностью. Именно «или», так как человек может быть либо сенсориком, либо интуитом, или же логиком либо этиком, экстравертом или интровертом, а также рационалом либо иррационалом. Третьего в этих парах не дано.
Сенсорик, в отличие от интуита, живет «здесь и сейчас», он в любое время открыт для новой информации – готов воспринимать звуки, цвета, запахи. Он замечает любые даже мало-мальские детали – вот пролетела красивая бабочка, а вон на небе облако, похожее на верблюда, а вот прошел человек в странной обуви, ну и так далее. Интуит совершенно противоположен сенсорику: он, конечно, может заметить бабочку и даже сосредоточится на ней, но мысли его в этот момент будут совершенно далеки от ярких крылышек. К примеру, он может придумывать новый летательный аппарат или философствовать про себя о месте насекомых в общей системе мироздания.
Интуит и сенсорик отличаются и внешне. В частности – по взгляду. У сенсорика он внимателен, направлен на конкретный предмет, интуит смотрит «плавающее», рассеянно, как бы сквозь предмет. Движения у сенсориков уверенные, они как рыбы в воде чувствуют себя в пространстве. И даже если такой человек оступится, о это произойдет из-за излишней самоуверенности – думал, что все смогу. Интуит же спотыкается всегда, везде и на ровном месте. Если у вас есть знакомый, который часто что-то на себя проливает или постоянно роняет предметы, попытайтесь его протипировать – наверняка он окажется интуитом.
Кстати, нужно помнить, что все описания немного утрированы. «Чистых» интуитов или сенсориков не бывает, как не бывает чистых логиков или этиков. Определяющим для типа является преобладание той или иной функции более чем на 50 процентов. Поэтому будем считать, что каждый человек также – либо логик, либо этик. Они могу отличаться даже внешне. Логики строги, одеваются без излишеств, педантичны. Этики – улыбчивы, открыты, внимательны к другим. Но главное их различие – все-таки внутреннее, голова у них устроена по-разному. Простой пример. Логики, прежде чем принять какое-то решение, переберут множество вариантов до конца, а потом вернутся к тому, который кажется им наиболее приемлемым. Действия этиков предсказать сложно – у него не хватит терпения, чтобы перебрать все варианты, поэтому он остановится на одном, а вот каком – ведомо только этику. Что повлияет на выбор – настроение, личная симпатия, какие-то внутренние факторы, – предсказать практически невозможно.
Сенсорик или интуит, логик или этик еще могут быть либо интровертами, либо экстравертами, то есть иметь свою «вертность», которая показывает, куда прежде всего направлено внимание человека – внутрь себя или объекта или на окружение, отношения. Интроверта прежде всего интересует структура объекта, экстраверта – взаимодействие между объектами. Естественно, экстраверты сами и с большой охотой вступают во взаимоотношения, интроверты реже проявляют инициативу.
Рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать. Иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке.
ТИМные подробности
Как уже упоминалось, в современной соционике выделяется 16 типов по комбинации четырех пар функций: сенсорики-интуиты, логики-этики, интроверты-экстраверты, рационалы-иррационалы. Для простоты они названы именами известных людей, хотя, надо заметить, не все эти люди соответствовали ТИМу, которому дали имя. Попробуем вкратце описать каждый тип. Вообще, описаний предлагается очень много, но мы воспользуемся краткими характеристиками соционик-теоретик Виктор Гуленко.
Дон Кихот: интуитивно-логический экстраверт. Хорошо видит далекие перспективы. Большой выдумщик: у него всегда много новых идей и проектов. Интересуется всем подряд в надежде отыскать что-то уникальное. К прошлым достижениям относится пренебрежительно. Занимается тем, что ему интересно, а не тем, что гарантирует реальную отдачу. Много размышляет внутри себя, отыскивая закономерности в явлениях. Довольно рассеян – то и дело теряет мелкие предметы. Его логика другим кажется парадоксальной. Не боится пойти против устоявшегося мнения, если считает его устаревшим. Стремится совершить крупное изобретение или открытие. Уступчив в вопросах быта и повседневных потребностей.
Дюма: сенсорно-этический интроверт. Всегда дружелюбный и приятный в общении. Очень считается со своими удобствами и комфортом других. По отношению к своим близким внимателен и заботлив. В коллективе занимает позицию «золотой середины». Любит красивые вещи и домашнюю обстановку. Эмоционален и внутренне чуток. Стремится развеселить окружающих шутками, намеками, розыгрышами. Умеет договариваться с людьми в неформальной обстановке. В споры и выяснения отношений не вмешивается, так как со всеми хочет быть в мире. Его работоспособность зависит от настроения.
Гюго: этико-сенсорный экстраверт. Эмоционален и общителен. Умеет поднять настроение, развеселить. С удовольствием рассказывает о своих связях, знакомствах. Эмоции меняются резко: то весел и дружелюбен, то вспыльчив и зол. Следит за манерами и корректностью поведения окружающих. Заботлив и гостеприимен. Умеет создать уют из того, что есть под руками. Очень следит за самочувствием и здоровьем себя и своих близких. Любит делать подарки, доставлять людям приятное. С трудом сдерживает свои эмоции. Ожидает только положительного результата, поэтому часто подвержен стрессу несбывшихся надежд.
Робеспьер: логико-интуитивный интроверт. Обладает развитой логикой и способностью к анализу. Структуры, классификации, концепции – его стиль. Объективен и резок в суждениях и принципиальных оценках. Не устраивающие его правила или указания игнорирует. Терпим к другим точкам зрения и стилям жизни. Его поведение часто непонятно окружающим, так как многие решения он принимает интуитивно – по догадке. Беседу поддерживает только тогда, когда она касается значимых для него тем. Плохо разбирается в чувствах людей. Упрям и негибок в отношениях.
Гамлет: этико-интуитивный экстраверт. Обладает глубокой эмоциональностью, тонко чувствует состояние других людей. Романтик в чувствах. Артистичен и возвышен. Хорошо предчувствуя тревожную ситуацию, готовится к ней заранее – продумывает запасные варианты. Интересуется темами, связанными с загадочными явлениями. Любит уединяться и размышлять о смысле жизни, прошлом и будущем. Все проблемы рассматривает с глобальной точки зрения. Вовлекшись в конкретное дело, забывает о еде и отдыхе. Склонен к накоплению и систематизации материалов в интересующей его области.
Максим Горький: логико-сенсорный интроверт. Отличается точностью и конкретностью в деловых отношениях. Подробно прорабатывает детали, тщательно готовит мероприятия. Дело ставит выше настроений. Учитывает законы и инструкции, личные вещи содержит в порядке. На него всегда можно положиться. Стойко переносит жизненные невзгоды. Человек волевой выдержки – усидчив и вынослив. Настойчив и требователен в выполнении поручений, а также их проверке. Опекает растерявшихся, объясняя, как нужно выполнить работу. В оценках трезвый реалист, не терпит бесплодных фантазий.
Жуков: сенсорно-логический экстраверт. Решительный и целеустремленный человек. Подчиняет людей своему влиянию. Предпочитает только крупные цели – идет к ним несмотря ни на что. Гибкий тактик, не пренебрегает временными компромиссами. Его настойчивость возрастает пропорционально количеству препятствий, которые нужно преодолеть. Умеет сконцентрировать все свои силы в решающий момент. Обычно занимает позицию теневого лидера. Ему трудно сдерживать отрицательные эмоции в отношениях с людьми.
Есенин: интуитивно-этический интроверт. Мечтательный романтик и фантазер. Любопытен: неравнодушен ко всему новому, необычному, красивому. Настойчив в просьбах, если им движет сильное желание. Свободно обращается со своим и чужим временем. Эмоционален и обаятелен. Обладает тонким чувством юмора. Умеет утешить человека, поднять настроение. Без твердого руководства неорганизован и несобран. Склонен давать непродуманные обещания.
Наполеон: сенсорно-этический экстраверт. Уверен в себе, часто имеет лидерские наклонности. Предприимчив и активен, стремится к практической деятельности в сфере коммуникаций. Любит быть в центре внимания, вызывать восхищение. Мастер политического лавирования контактов между противоположными сторонами. Мирится с людьми так же легко, как и ссорится с ними. Бурно протестует, когда его пытаются подчинить каким-либо твердым правилам.
Бальзак: интуитивно-логический интроверт. Хорошо подмечает противоречия и упущения в делах и словах. Скептически оценивает перспективы поспешных начинаний. Может точно дать характеристику человеку, предсказать его основные реакции. Ироничен. Берется только за те дела, которые гарантируют надежную прибыль. Бережлив в обращении с деньгами. Работу делает четко, не торопясь, вникая в детали. Все просчитывает в уме, стремясь контролировать процесс. Любит поспорить на самые разные темы. Его проблема – обретение внутреннего равновесия.
Джек Лондон: логико-интуитивный экстраверт. Предприимчивый человек, который умеет загореться делом. Склонен к инновациям, подмечает новые теории и разработки и стремится найти им практическое применение. Не боится идти на риск, полагаясь на свою интуицию. Ему приходят в голову самые необычные идеи, наделен богатым воображением. Хороший изобретатель и игротехник. Всегда работает на опережение, так как знает, что завтра будет поздно.
Драйзер: этико-сенсорный интроверт. Принципиален и выдержан. Хорошо чувствует недоброжелателей, резко деля людей на своих и чужих. Дает моральную оценку поступкам человека, когда общается в своем кругу. Не признает дружбы и любви без взаимности. Если решил отомстить, то умеет найти самое больное место у противника. Живет сегодняшними проблемами, никогда не загадывает вперед. Испытывает неуверенность, когда берется за незнакомое ему дело.
Штирлиц: логико-сенсорный экстраверт. Напорист и работоспособен. Большой труженик, не может сидеть без дела. У него сильно развито чувство ответственности. Словам всегда предпочитает дела. Не терпит хитрости и коварства, свое мнение высказывает прямо. Превыше всего ценит добротность и качество. Очень заботлив, обеспечивает своим близким материальный достаток. Если отдыхает, то так же основательно, как и работает.
Достоевский: этико-интуитивный интроверт. Главная его черта – гуманизм и сочувствие к людям. Со всеми поддерживает ровные, доброжелательные отношения. Миротворец: умеет примирить враждебные стороны, но при этом оставаться объективным. Выслушивая людей, снимает их эмоциональное напряжение. Отрицательно относится к насилию, противопоставляя ему спокойное упрямство и выдержку. Демонстрирует трудолюбие, пунктуальность и дисциплинированность. Предпочитает спокойный, размеренный ритм жизни. Довольно неуверен в себе, малоинициативен. Впечатлителен и раним.
Гексли: интуитивно-этический экстраверт. Проницателен: хорошо видит мотивы, которые движут людьми. Тянется к способным и неординарным личностям. Умеет ободрить человека, вселить надежду. Советует, как найти выход из сложных жизненных ситуаций. Альтруистичен: для людей, которым симпатизирует, может сделать больше, чем от него ждут. Легок и доброжелателен в общении. Очень устает от рутины, поэтому часто меняет свои увлечения. Не подчиняется строгой дисциплине.
Габен: сенсорно-логический интроверт. Ценит комфорт и добротные вещи. Удобство одежды предпочитает показной красоте. Хорошо работает руками. Остро реагирует на посторонние прикосновения и неприятные запахи. Любит спокойное общение с природой. Заботлив в отношении родных и близких. Расчетлив и экономичен. Скептичен к лозунгам и призывам, полагается только на здравый смысл. Не умеет проявлять свои чувства на людях.
Дверь приоткрыта
В соционике принято описывать сильные и слабые стороны человека, опираясь на его функции:
базовую;
творческую;
ролевую;
болевую;
активационную;
внушаемую;
демонстрационную;
наблюдательную.
Базовая – самая сильная, настолько, что человек даже не осознает этого, воспринимая ее как что-то само собой разумеющееся. Например, базовые сенсорики способны тонко различать оттенки звука и цвета, не подозревая о том, что это – редкий талант. Творческая функция – тоже сильная, но ее можно «выключать» при желании, чтобы не мешала. Так, творческий логик может дурачась, запутать собеседника, доказывая, что черное – это белое. Ролевая функция – слабая, но ее силу человек изначально сознательно развивает в себе, зачастую считая ее в себе сильной. Например, при ролевой функции интуиции времени человек может гордиться своей пунктуальностью, не понимая, что это не его врожденное качество, а обычная муштра над собой.
Самая слабая функция – болевая. От других слабых функций – активационной и внушаемой – она отличается тем, что человек очень болезненно переносит ее слабость, а особенно болезненно воспринимается то, что эта слабость видна другим. Внушаемая функция – эта слабость, которую человек прекрасно осознает. Он пытается ее как-то развить, но если не получается, то без стеснения принимает помощь других. Об активационной функции человек вспоминает лишь время от времени. Она настолько слаба, что человеку даже трудно понять ее слабость. Поэтому помощь по ней принимается, но может и не оцениваться по достоинству.
Демонстративная функция – сильная, но ее особенность в том, что человек, обладая этой силой, не склонен ее выпячивать напоказ. Наблюдательная – сильная функция, силу которой, напротив, проявляют, оценивая действия других, но не спеша проявить ее на практике.
Именно сочетание по функциям играет основную роль в выборе партнера, второй половинки. Дело в том, что среди других 16 типов существует один, который наиболее вам подходит, как бы дополняет вас. Те качества, которые не развиты у вас, сильны у него, и наоборот, то, в чем слаб он, сильны вы. Этот тип по отношению к вам является дуалом. У каждого типа есть свой дуал. Таким образом, существуют восемь взаимодополняющих друг друга пар. Это Дон Кихот и Дюма, Гюго и Робеспьер, Гамлет и Горький, Жуков и Есенин, Наполеон и Бальзак, Джек Лондон и Драйзер, Габен и Гексли, Штирлиц и Достоевский. В таких парах практически всегда наблюдается полное взаимопонимание. Дуалы поддерживают друг друга, не задевают обидными замечаниями, не делают того, что не нравится другому.
Среди других типов существуют типы, с которыми вы также будете ощущать психологический комфорт, и отношения с ними вам будут приятны. Но наиболее полное дополнение происходит именно с вашим дуалом. Особенно, если речь идет о создании семьи, когда психологическая дистанция между партнерами короткая. Таким образом, если вы знаете свой тип, то нетрудно найти и своего дуала.
Приведенные в материале сведения – незначительная часть того объема знаний о человеке и межличностных отношениях, которые накопила соционика за годы своего развития. Это лишь небольшая щель в двери, которую вам предстоит открыть, чтобы окунуться в увлекательнейший мир соционики и познать себя и окружающих.