В эту субботу, 12 октября, исполняется девять лет со дня пропажи тюменской школьницы Ани Анисимовой. Девочку, которой этой осенью должен был исполниться 21 год, до сих пор не нашли. За эти долгие годы у следователей и поисковиков так и не появилось ни одной зацепки, которая могла бы пролить свет на таинственное исчезновение Ани. Как ищут девочку сейчас, что вспоминают волонтеры и соседи, искавшие школьницу сутками напролет, что говорят родители Ани — в грустном репортаже 72. RU.
История пропажи
Аня пропала в 2010 году. Тогда она училась в шестом классе школы № 57 во вторую смену. Мама созвонилась с Аней в тот день утром. Девочка сказала, что сама дойдет до школы.
В последний раз её видели в районе улиц Льва Толстого и Пролетарской. Спустя несколько часов выяснилось, что до школы девочка так и не дошла. Родители и классный руководитель Ани только вечером узнали, что она не была на занятиях.
Несмотря на усилия добровольцев, волонтеров и работу лучших оперов, а также помощь экстрасенсов, девочку не смогли найти ни по горячим следам, ни сейчас. Все, включая полицейских, до сих пор не теряют надежды, что когда-нибудь Аня найдется. Наталья Анисимова, мама пропавшей шестиклассницы, надеется на чудо.
— В 2015-м дело было передано в управление СК РФ, курирующее УрФО. С осени прошлого года у нас назначен новый следователь. Он не так давно приезжал в Тюмень. Пока никаких новых данных про Анечку нет. Мы верим, что когда-нибудь она вернется. Когда это случится, мы будем рядом, — рассказала журналисту 72.RU Наталья Анисимова.
«В моей памяти она всё такая же маленькая»: воспоминания соседей
Соседи Ани, её друзья из детства до сих пор помнят тот роковой день и ту шумиху, когда вдруг исчезла девочка. Жители небольшого двухэтажного дома, где жила Аня с мамой и папой, говорят, что она выросла у них на глазах. Девочка всегда была дружелюбная, приветливая и спокойная. То, что судьба так распорядилась с Анисимовыми, их знакомые и друзья считают жестокой несправедливостью.
Соседка, близкая подруга мамы Ани, рассказала, что знакома с Анисимовыми с конца девяностых. Ольга Прохорова, говоря про Аню и ее родителей, не смогла сдерживать слезы и всё время плакала в разговоре с журналистом 72.RU.
— В 1995 году я пришла работать на ДОК. Анисимовы заехали в этот дом чуть позже. Андрей получил здесь комнату от ДОКа, от работы, получается. Мы вместе с ним там работали в цехе мебели из массива. Помню, какая у Наташи и Андрея была свадьба. Потом у них Анечка родилась. Она выросла на наших глазах. Такая интересная девочка. Все думали, что Аня больше на Наталью похожа, но на самом деле она похожа на Андрея. По характеру, что ли. Наталья — она шебутная такая, а Андрей спокойный. У них такая замечательная и хорошая семья, — говорит Ольга Прохорова.
По ее словам, соседские дети очень любили Аню. Каждые выходные они собирались в общем коридоре и играли. Ребятишки готовили концерты и показывали их взрослым. Ане всегда удавалось быть одной из первых в ролях во время самодельных спектаклей.
— Конечно, когда это все случилось, было так страшно. Страшно и сейчас. В тот день я возвращалась с работы, мой ребенок пошел в первый класс в то время. Мы пришли домой около 19 часов. Тут такой кипиш был, дети все в коридоре с бешеными глазами... Говорят: «Аня пропала». У Наташи дома был уже народ, вроде бы добровольцы и милиция. Она только вечером узнала, что дочка пропала. Даже классный руководитель не знала, что её не было в школе. У нас был такой шок, даже представить сложно, каково было Наташе. Я сама не спала всю ночь, слышала, как Наташа плакала. Тогда же началось волонтерское движение, столько добровольцев было. Не милиция этот кипиш подняла, а волонтеры, — вспоминает Ольга. — Все соседи тут были. Вечерами, после работы, садились в машины и ехали на поиски Ани. Наташа звонила экстрасенсам, которые говорили примерные места, куда надо ехать. Помню, как одна из них сказала, что надо Аню искать в частном секторе в районе Нефтемаша. Там, сказала гадалка, на окне герань должна быть. Мы ездили повсюду, в жилые и заброшенные дома. Кто-то собак спускал, а кто-то говорил: проходите, нам нечего скрывать. По всему городу расклеивали ориентировки, я некоторые сама печатала. В моей памяти Аня такая же маленькая с большущими глазами, — добавила женщина.
По словам Ольги, Наталья и Андрей всегда жили душа в душу. Дочка воспитывалась в понимании и была окружена родительской любовью.
— Знаете, однажды мы с Наташей ездили к местной бабушке, она живет в Заводоуковском районе в стареньком доме с печным отоплением. Она с нас ни копейки не взяла. Помню, как Наташа не смогла обронить экстрасенсу ни слова, а просто подала ей дрожащими руками фотографию Ани. Та сказала, что Анечка должна вернуться, но не скоро. И произойдет это весной. Наташа ждет ее каждую весну, — рассказывала Ольга Прохорова.
Как после пропажи Ани в Тюмени появилось волонтерское движение поисковиков?
По словам волонтеров «Белой Совы», после пропажи Ани Анисимовой сформировалась небольшая группа из тех людей, которые участвовали в её поисках.
— Пришло понимание, что у нас в городе много неравнодушных людей, готовых помочь. Также стало ясно, что неорганизованность и хаотичность действий людей может навредить и привести к отрицательному результату. Возникла идея организовать отряд, который сможет координировать поиски и наладить совместную работу с полицией. Так в Тюмени начало постепенно формироваться поисковое движение. Возник отряд «Поиск пропавших детей». В декабре 2015 года из-за произошедшего трагического события (гибели руководителя отряда Екатерины Рихтер) наиболее активные и опытные волонтеры приняли решение реорганизовать отряд и продолжить деятельность в память о Катерине. Поисковый отряд «Белая Сова — Тюмень» открылся в 2016 году и продолжил деятельность не только по поиску детей, но и взрослых, — рассказала координатор отряда Алена Швецова.
По словам Алёны Швецовой, в первый год пропажи девочки неравнодушные горожане, кажется, проверили всю Тюмень.
— Кажется, что заглянули в каждый колодец, проверили все леса и парки рядом с городом. Волонтеры и полиция хватались за любую ниточку — слухи, информация от экстрасенсов, любые идеи волонтеров. Проверялось всё без исключения. В первые недели люди даже ночью ездили расклеивать ориентировки и искать на местности. На данный момент активных поисковых мероприятий не проводится, только распространение информации в интернете. Любую поступающую информацию мы передаем полиции для проверки, — подытожила Швецова.
История школьницы из Тюмени, которую не могут найти 20 лет
Аня Анисимова не единственный ребенок, которого ищут в Тюмени много лет. В конце девяностых 12-летняя школьница Алёна Имамова пропала на окраине Тюмени. Сейчас ей было бы уже 32 года. В нашем грустном репортаже мы рассказали историю пропажи девочки и опубликовали архивные снимки. Ее мама до сих пор верит, что Алёна когда-нибудь найдется.
Что еще мы писали о пропавших детях
Всего в Тюменской области числятся пропавшими несколько детей, без вести исчезнувших. Кто-то пропал еще в девяностых годах, кто-то таинственно исчез в нулевых. У всех разные обстоятельства пропажи — кто-то пошел в магазин, другой — на уроки. Но все эти истории объединяет одна деталь — эти дети до сих пор не найдены. Смотрите и читайте материал про всех пропавших детей за последние 20 лет.