Что случилось? Бизнес-омбудсмена Тюменской области Ларису Невидайло, которая является главой ресторанного холдинга «Максим», на этой неделе обвинили в оскорблении чувств верующих.
На «Большом десертном балу», который прошел 18 ноября и стал финальным событием гастрономического фестиваля, кондитерская мастерская «Максим» презентовала пирожные-макаруны с портретами членов царской семьи. Выбор изображения не был случайным: темой вечера стал большой «Императорский маршрут» — национальный туристический проект об истории, духовных и культурных достижениях в период правления семьи Романовых. Кондитеры из кафе и ресторанов Тюмени представили гостям свои десерты, а те выбрали лучшие по двум критериям — вкусу и внешнему оформлению.
Участники и гости бала поделились фотографиями необычных сладостей в Instagram. И тут понеслось. Общественник Юрий Рябцев усмотрел в этом оскорбление чувств верующих и даже обратился с жалобой в Следственный комитет. Итогом стал скандал на всю страну — новости, что в Тюмени приготовили пирожные с изображением Романовых, облетели десятки федеральных СМИ и даже появились в эфире телеканалов.
Мы поговорили с Ларисой Невидайло и узнали её мнение о происходящем, а также спросили представителя Епархии — действительно ли портреты членов семьи Николая II на пирожных могут расцениваться как оскорбление чувств верующих. И вот, что они рассказали.
Лариса Невидайло: не понимаю, к чему тут нападки
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Тюменской области Лариса Невидайло рассказала 72.ru, что не понимает причину критики десертов и нападок в свой адрес. Она открывала бал и поздравляла тюменцев с нужным для города проектом.
— Я не занимаюсь управлением холдинга «Максим» пять лет и не понимаю, к чему эти нападки. У всех кондитерских присутствовала эта тематика, почему только «Максим»? Почему это связано с омбудсменом — непонятно. «Максим» не занял там никакого места. Вы можете представить, что на этой должности я разрабатываю десерты? Конечно, нет.
Первое место на «Большом десертном балу» заняла кофейня-кондитерская «ТорШер».
Лариса Невидайло сообщила, что знает о реакции общественников и их призывах проверить «Большой десертный бал» на предмет оскорбления чувств верующих. В Следственном комитете области, в свою очередь, подтвердили, что сообщение в их ведомство действительно поступало.
— Такого давно не было, и я не понимаю, как связать омбудсмена с пирожными. У каждого своё мнение — кого-то оскорбляет десерт, кого-то нет.
Мнение организатора
Основным организатором финального события Фестиваля в Тюмени выступила «Ассоциация гостеприимства Тюменской области». О том, почему изображения Романовых появились на десертах, рассказала президент Ассоциации Ольга Михайлова.
— Мы активно сотрудничаем с агентством туризма и продвижения Тюменской области, и это основная тема продвижения региона, мы её продублировали на «Большом десертном балу». Холдинг «Максим» — не единственный, кто представил лики императора и его семьи. Участвовали пять кондитерских, и не только у «Максима» были эти изображения, поводов для скандала я не вижу. Я историк по образованию и могу сказать, что в императорском дворе было принято размещать изображения императорской семьи на разных предметах.
По мнению Ольги Михайловой, гости покупали пирожные и другие изделия с изображениями царской семьи как сувениры. Сама работа была выполнена безукоризненно.
— Это произведение кондитерского искусства. И я уверена, что шоколадное яйцо, которое также было представлено с портретом, никому не захочется съесть.
Организатор также считает, что волну обсуждений подняли те, кто не присутствовал на «Балу», а значит, не видел работы тюменских кондитеров.
— Одно дело обсуждать это постфактум, увидев изображение в Instagram и возмутившись этому. И другое дело — быть на месте события. Экспозиция была органично представлена, уверена, это никто не съел. На балу присутствовали почти 2000 человек, и если бы у кого-то возникли вопросы, люди высказались бы на месте. К нам подходили исключительно с благодарностью.
Что о пирожных думают в Тобольской епархии
Протоиерей Тобольской метрополии Григорий Мансуров уверен, что тема скандала сильно преувеличена и не стоит того внимания, которое приковано к ней.
— В своё время церковь выступала против изображений святых, храмов, икон, например, на бутылках кагора. Бутылка будет выброшена, да и разные люди их покупают, не всегда это бывает пристойно. Здесь люди хотели привлечь внимание к царской семье. На просфорах — литургическом хлебе для богослужений — изображаются Иисус Христос и Богородица. Буквами или в виде иконографических образов. Возникает вопрос, а что с ней делать? Её же нужно съесть, но там образ святой. На это духовник нашей епархии неоднократно говорит о том, что стоит всё же использовать буквенные изображения, чтобы не возникало диссонанса.
Григорий Мансуров уверен, что ситуация с пирожными — не вопрос кощунства, а вопрос к рассуждению.
— Образы святых изображали на подарочных тарелках, но что делать, когда их становится много? Нужна какая-то разумная мера. Древние греки, хоть они не были христианами, говорили, что во всём нужна мера. В том числе и здесь. Если десерты покупали как сувенир, неясно, что с ними делать дальше.