На выходных, 25 августа, тюменские полицейские нагрянули в заброшенную пожарную каланчу на улице Осипенко, 35. Оказалось, здание самовольно заняли тюменские художники из группы «Чингитура». Что сквоттеры делали в заброшенной пожарной башне, и почему это возмутило полицейских — разбираемся вместе.
Сквоттеры — это люди, захватывающие чужие помещения (зачастую пустующие) и осваивающие их под собственное жилище или под место для проведения различных мероприятий. Например, выставок.
Здание тюменской пожарной каланчи построили во второй половине XIX века. Дозорная башня признана объектом культурного наследия и входит в ансамбль с рядом стоящим административным зданием, но, несмотря на свой статус, она находится в крайне удручающем состоянии. То, что в субботу тут откроется выставка, никто особо не скрывал. В соцсетях появилось объявление о том, что 25 августа в 15 часов в пожарной каланче можно будет посмотреть картины независимых тюменских художников.
Художники из группы «Чингитура» не скрывают, что заняли заброшенное здание без разрешения. Ребята рассказывают, что искали место, где могли бы собираться творческие люди. Башню они приметили еще в 2014 году, а заселились туда около двух лет назад.
— В начале мы принципиально не пытались договориться с властями, потому что знали, к чему приведёт диалог — к нашему выселению. Но потом решили все-таки «разведать почву». Несколько человек отправились по департаментам узнавать, кому принадлежит это здание и как его можно оформить официально. Все эти годы администрации было плевать на «Белую башню», в неё мог залезть кто угодно через дырку в полу. Мы ведь далеко не первые жильцы этого здания. Поэтому решили, что у нас есть шанс на то, что нам разрешат организовать культурный центр, но в этом и была наша ошибка, потому что как только они узнали о нас — они поспешили нас выселить и заварить дверь, — рассказывает представитель группы «Чингитура».
После того, как о выставке картин стало известно всем, к зданию подъехали сотрудники ЧОП и полицейские. Сначала молодые люди не хотели впускать полицию. Даже забаррикадировались. Но препирательство между художниками и полицейскими длилось недолго. Через 20 минут ребята сдались и вышли с картинами на улицу.
— Мероприятие уже вовсю шло, посетителей было около 30 человек. Полицейские позволили вынести картины и всё остальное. Мы поставили их к соседям. Но многие работы пострадали из-за погодных условий. Никаких административных протоколов на нас не составляли, просто попросили покинуть помещение. Конечно, пугали уголовной статьей, но дальше слов дело не пошло, — рассказывает сквоттер.
В пресс-службе УМВД объяснили, что художников попросили покинуть здание, так как они не являются собственниками помещения. Административные протоколы на них не составляли.
Тем не менее тюменцы, занимающиеся современным искусством, недоумевают, почему им запрещают находиться в заброшенном здании:
— Из «заброшки», наполненной мусором, забытой государством и людьми, здание благодаря нам превратилось в дом, наполненный искусством. На стенах висели картины, повсюду стояли музыкальные инструменты, люди приходили сюда для творческого самовыражения.
Тем временем окончательные планы властей на здание бывшей пожарной каланчи до сих пор непонятны. В сентябре 2017 года вышло распоряжение администрации Тюмени о расселении ансамбля (самой каланчи и двухэтажного жилого дома), находящихся в аварийном состоянии. В настоящий момент городские власти не могут расселить только одну из трех квартир. С её владельцем сейчас судятся.
Параллельно городские власти ищут инвестора, готового взять объект в пользование за 1 рубль в год с условием проведения работ по сохранению памятника. Само здание под государственную охрану попало в 2005 году. Ансамбль является уникальным образцом промышленной архитектуры с единственно сохранившейся в городе пожарной каланчой.
В октябре 2017 года в здании, к которой пристроена дозорная башня, произошел пожар. От огня пострадало несколько помещений. Никто из жильцов не пострадал.
Артур Галиев