
Мы пришли за час до закрытия, в конце дня количество людей не уменьшилось
Очереди в миграционную службу для Тюмени стали обычным явлением. Люди вынуждены приходить задолго до открытия, чтобы попасть в нужный кабинет. А потом ютиться в коридорах и на лестницах, ждать приема у входной двери. Если не получается попасть сразу, приходить снова, уже с рассветом.
Что происходит внутри миграционной службы и как людям удается попасть на прием? Читайте в репортаже. Мы побывали в отделении УМВД на Пермякова.

Лестница не остается пустой ни на минуту
Душно, тесно и шумно
На этаже пахнет потом. Там душно и тесно, в коридоре остается узкая тропинка для прохода. Возле каждого кабинета очередь, стоит гул: многие не понимают, по какому принципу вызывают на прием. Всего семь кабинетов: подают документы на гражданство, оплачивают штрафы, приходят за печатью в свидетельство о рождении, получают паспорта — российский, заграничный.
— Когда нам можно пройти и оплатить штраф? — задает вопрос мужчина с ребенком на руках. Он стоит здесь почти час.
— Сегодня в этом кабинете иностранных граждан вообще не принимаем. Только граждане России. Иностранцев только в июле! Сейчас всё расписано, — говорит девушка и закрывает дверь. Мужчина, растерянный, уходит из здания.

Шухрат пришел оплатить штраф. Говорит, что пытался записаться три недели через «Госуслуги» — не выходило. Поэтому вчера пришел сам и встал в очередь. Сегодня ждет друга
Возле последнего кабинета сидит Земфира. Она пришла получить заграничный паспорт. Документы необходимы ей для поездки в Турцию. Говорит, что десять лет назад работала в миграционной службе. И с тех пор ничего не поменялось.
— Все документы быстро подала через «Госуслуги», и меня пригласили. Сейчас уже полтора часа сижу, — говорит женщина.

Это очередь в разные кабинеты: кто-то записался онлайн, кто-то стоит в живой очереди

Смотрите часы работы кабинета, они разные
Напротив сидит Елизавета. Ей исполнилось 20 лет, она пришла, чтобы получить новый паспорт.
— Я подала заявление и думала, что в течение пяти дней всё будет сделано. Я прилетела пятого июня, и ближайшая запись была только на 17 июня. Вчера принесла фото, сегодня получаю паспорт. И сразу буду покупать билеты на самолет, — говорит Елизавета.

Свободных мест нет
Иван приходит сюда второй раз. Вчера было так много людей, что попасть к кабинету показалось мужчине невозможным. Говорит, что встречался с руководителем службы. И после разговора сделал вывод: можно ехать в близлежащие к Тюмени города, чтобы там оформить документы, людей будет не так много.
— Вчера я пришел к двум часам. По коридору было невозможно пройти. Я развернулся и ушел: передо мной было человек 50. Здесь граждане сами себе проблемы создают. Они занимают хаотичную очередь, не знают, куда им идти: они не умеют читать, в какой кабинет им нужно, — говорит Иван. — Вместо того чтобы соблюдать очередь, они пишут списки, путают друг друга. Получается хаос. Второй момент: огромное количество людей подают заявку именно в это отделение, несмотря на то что к Восточному округу не имеют отношения.
Иван говорит, что здесь необходима машина, которая выдает талончики, тогда все будут соблюдать очередность.

Прямо напротив кабинета, где больше всего иностранцев

Иван приходит сюда второй раз
Приходят с рассветом, чтобы записать на листок
Возле одного из кабинетов только иностранцы. Около него ожидание длится дольше всего. Мы подходим — нам тут же протягивает листок женщина. К ней вежливо обращаются «Нина Сергеевна». Она пришла к 4 утра, чтобы вписать в список мужа своей подруги: он приехал из Таджикистана, ему нужна прописка. В 12 часов дня он в списке только 12-й, после него еще столько же человек. Нина Сергеевна не выпускает листок из рук. Она следит за тем, чтобы все входили строго по списку.
— Мы вчера пришли в 15 часов, думали, до 18 успеем. Мы не знали, что здесь есть списки, их кто-то убрал. До слез доходило, никто никого не пускал! Поэтому сегодня пришла в 4 утра и нашла список, — объясняет Нина. — Еще заехали в другой филиал, на 50 лет Октября, там человек сто! Я думаю: «Господи, куда я попала! Какой ад!»

Нина Сергеевна внимательно следит за всеми, кто входит в кабинет

Тех, кто прошел, вычеркивает
Нина говорит: в кабинете только один специалист, который принимает большое количество людей. И если он не успевает принять всех желающих, они приходят на следующий день, чтобы быть первыми в списке на листочке.
Ранее на нашем сайте выходил большой материал об очередях в миграционную службу. Отделение миграционного учета на Харьковской выглядело так: толпы людей, очередь на листочке и громкие голоса. У каждого своя история, но она в целом схожа с остальными: чтобы остаться работать или жить в Тюмени, переселенцам приходится терпеть неудобства, которые в XXI веке информационных технологий кажутся дикостью. Посмотрите репортаж.