
В понедельник дороги Тюмени сильно затопило после сильного дождя
С наступлением лета участились дожди в Тюмени. В один из дней это привело к подтоплениям в городе. Ситуация далеко не нова. Потому что при каждом подобном случае воды на дорогах становится много. Передвигаться на автомобилях становится трудно, что уж говорить про обычных пешеходов. В этом материале разбираемся, что происходит с городскими ливневками и как можно решить проблему.
Потоп
В понедельник, 2 июня, Тюмень накрыли обильные дожди с градом. Особенно ситуация усугубилась во второй половине дня. Поливало хорошо. В какой-то момент затопило дороги и парковки. Из-за чего автомобили вставали в длинные пробки. Во дворах тоже было ни пройти ни проехать.

Дворовые территории тоже пострадали от ливня
Такая история происходит из года в год. После ливней по городу лучше не передвигаться: можно намочить ноги. В июне прошлого года мы публиковали последствия сильных дождей — тогда вода хлынула даже в многоквартирные дома. На улице тоже было неспокойно.

В Ново-Патрушево ситуация была такой
В чем дело и как решается проблема?
Чтобы понять, почему во время и после сильных дождей в Тюмени возникают проблемы с подтоплением дорог, мы обратились в городскую администрацию. Теперь появился повод его опубликовать.
В мэрии объяснили, что для отвода талых и дождевых вод в городе используется два типа ливневок — закрытый и открытый. Первый входит в конструкцию автодорог и предназначен для приема и отведения сточных вод с поверхности — собирает их в дождеприемные колодцы и транспортирует по подземным трубопроводам. Второй — мелиоративная система — вода уходит в водоотводные канавы, лотки и кюветы.

Наш корреспондент Екатерина Бурлева на своих ногах испытала последствия дождя
«После обильных дождей (превышение месячной нормы осадков) системе ливневой канализации закрытого типа для отвода большого объема воды необходимо время, так как пропускная способность колодцев не может справиться с большим разовым потоком воды», — поясняли в администрации.
В мэрии отметили, что есть проблема в частном секторе. Жители делают съезды к домам с дороги без укладки водосточных труб. Таким образом нарушается целостность системы водоотведения ливневых и талых вод.
Чиновники добавили, что пытаются предотвратить подтопление территорий, где нет ливневок: обустраивают элементы ливневой канализации открытого и закрытого типов или дренажных систем.
«В целях дополнительного водопонижения в районах, где отсутствует техническая возможность выполнить устройство сетей водоотведения, реализуются работы по устройству дренажных и дождеприемных колодцев», — сообщили в администрации.

Автомобилистам тяжело передвигаться по затопленным улицам и дорогам
На 1 января 2025 года протяженность ливневой системы водоотведения талых и дождевых вод в Тюмени — 510,1 километра: из них ливневой канализации закрытого типа — 282,58 километра, открытого типа — 227,52 километра.

На этом участке развязки Республики — Монтажников одна полоса была залита водой
В городском бюджете на 2025 год выделено 248,5 миллиона рублей на развитие ливневой канализации. Ориентировочная протяженность планируемой к устройству ливневок закрытого типа 9,57 километра, открытого — 5,47 километра с подключением в существующую систему.
На содержание ливневок в этом году предусмотрено 279,7 миллиона рублей.
А что в других странах?
Аркадий Каюгин, урбанист, обращает внимание, что в Тюмени приблизительно 30–40% территории можно условно отнести к зелено-природным зонам — городские леса, парки, водоемы, скверы, газоны, дворы, пустыри. Остальная часть — непроницаемые для воды поверхности.

В этот раз последствия ливня устранили быстро
Эксперт приводит в пример бразильский Куритиба. Там создан парк с искусственным озером, который заполняется во время дождей. Вдоль пойм рек также созданы затапливаемые парки.
«Еще один пример — Сингапур. Тут задача не столько бороться с дождевой водой, сколько, наоборот, очищать и сохранять ливневые стоки. В городе-острове проблема с пресной водой. И в этом деле тоже помогает зелень», — продолжает Каюгин.
Он говорит, что озелененные крыши и фасады фильтруют дождевую воду, то же делают биодренажные канавы вдоль улиц. Дождевая вода после очистки растениями попадает также в искусственное озеро.
Третий пример — китайский Чэнду. Его называют «город-губка».
«Смысл „города-губки“ заключается в замене непроницаемых поверхностей на проницаемые — гравий, пористый асфальт. Это на тротуарах и парковках. Плюсом к этому высокая доля озелененных территорий, а также озелененные крыши. Итого 70% площади города проницаема для дождевой воды. Ливневые стоки с оставшихся 30% фильтруются через каскад прудов с водными растениями — камыш, лотосы — и попадают в реку Фухэ», — объясняет урбанист.
Он добавляет, что лужайки на кровлях и кусты с деревьями — частая картина для Швеции.
Есть еще вариант «зеленые парковки». Но за ними надо ухаживать, а в условиях парковки многоквартирного дома — это плохо реализуемо, отмечает Каюгин.
Урбанист предлагает три варианта, что делать с обычными асфальтированными улицами. Как он отмечает «часто ливневка есть и лужи тоже есть».
«Первый — приемные решетки банально грязные. Второй — решеток мало, они не справляются с объемом воды. И третье — приемные решетки расположены выше по уровню, чем образующиеся лужи. Соблюдение оптимальных уклонов, обеспечение достаточного количества приемных решеток и их своевременная очистка должны решить проблему. Что касается расчетных количеств решеток, не думаю, что у нас кто-то строит гидравлические модели ливневых потоков, чтобы оптимизировать процесс. В лучшем случае пользуются СНиПами», — сказал он.
Каюгин отмечает, что в Сингапуре или Нидерландах, где к воде, в том числе и дождевой, относятся серьезно, компьютерные гидравлические модели ливневых потоков в ходу. Сюда же, по его словам, можно добавить разные методы цифровизации — датчики уровня воды и засоров, чтобы можно было решать проблемы оперативнее.
«Методов решения проблемы городских луж множество — от реализации концепции „города-губки“ до банальной своевременной прочистки дренажных решеток. Как говорится, на любой вкус и кошелек», — резюмировал собеседник.
Недавно тюменские водители столкнулись с еще одной проблемой. На Московском тракте последние дни вынуждены стоять в больших пробках. Там начались дорожные работы. На участке трассы между поселком Дербыши и Московским. Там планируют сделать новый разворот с центральной разделительной полосой — так называемую разворотную петлю. Общая протяженность участка, на котором будут вестись работы, составляет 800 метров.