
Аркадий провел отпуск в Петербурге и заодно сравнил город с Тюменью
Тюменцы с гордостью называют Тюмень лучшим городом земли. Городские власти, старательно поддерживая этот собянинский титул, то и дело привносят какие-то изменения для улучшения городской среды. Ведь если в городе некомфортно, то и лучшим он быть не может, ведь так? Поговаривают, что у нас стало так хорошо, что нам завидуют не только соседние города, но и крупные мегаполисы. Наш колумнист и тюменский урбанист Аркадий Каюгин съездил в Санкт-Петербург и сравнил две столицы — Северную и нефтегазовую. Далее — от первого лица.

Побывав в каком-нибудь новом городе (или там, где давно не был), всегда обращаю внимание на то, как устроена городская среда. Недавно удалось побывать в Санкт-Петербурге. И вот несколько путевых заметок по этому поводу.

Небоскреб Лахта-центра видно даже с Васильевского острова
Первое, на что обращаешь внимание в Санкт-Петербурге, это количество городского электротранспорта. Прежде всего, троллейбусов.

Так выглядят питерские троллейбусы. У нас этого транспорта давно нет
Санкт-Петербургская троллейбусная сеть — самая крупная в России и вторая в мире после Минска. Тут насчитывается 47 троллейбусных маршрутов общей длиной более тысячи километров. При этом около трети маршрутов обслуживаются не обычными троллейбусами, а «троллейбусами с увеличенным автономным ходом» или, другими словами, электробусами с динамической подзарядкой.

Троллейбус с увеличенным автономным ходом едет с опущенными «рогами»
Да, они могут ехать с опущенными токоприемниками. Только часть маршрутов с такими троллейбусами может проходить под контактной сетью, а часть, например, в исторической части города, где лишние провода ни к чему, они могут преодолевать без подзарядки. Отличное решение по сравнению с московскими электробусами, которые простаивают на зарядке на конечных остановках.

А еще в Питере можно прокатиться на трамвае
Санкт-Петербургская трамвайная сеть также самая большая в России и четвертая в мире (когда-то была самой большой в мире и даже внесена в Книгу рекордов Гиннесса). А еще в Санкт-Петербурге действует единственный в России частный (ну, точнее, концессионный) трамвайный парк, обслуживающий четыре маршрута (трамвай «Чижик»).
Специальных остановочных платформ я не обнаружил, посадка и высадка происходят прямо с проезжей части.

Как вам питерские автобусы?
Все (ну или почти все) автобусы Санкт-Петербурга имеют единую лазурную ливрею. Кстати, остановочных карманов я не встретил ни одного. Остановочная площадка обозначена специальной разметкой. Выделенных автобусных полос в Санкт-Петербурге не много — всего 81 километр. Да, это в четыре раза больше, чем в Тюмени, но из расчета на количество жителей — это всего лишь 20-е место (Тюмень — на девятом, а лидирует Казань).
Стоимость проезда в наземном транспорте составляет 75 рублей (в метро — 81 рубль).

Проезд без проездного в Санкт-Петербурге значительно дороже, чем в Тюмени
Точнее, это проезд при оплате банковской картой. Так называемый «гостевой тариф». При использовании транспортной карты «Подорожник» цена билета уже 51 рубль. Плюс действует пересадочный тариф. Вторая поездка в течение 60 минут будет стоить 12 рублей, а третья — бесплатно.
Оплата производится через валидаторы.

В троллейбусах установлены валидаторы
А что с велосипедами и СИМ?
Протяженность велосипедной инфраструктуры в Санкт-Петербурге составляет 145 километров (против 83 километров в Тюмени). В отличие от Тюмени, тут есть не только велодорожки, но и велополосы вдоль проезжей части.

Велополоса вдоль Петровской набережной
На перекрестках организованы велопереезды, по которым можно пересекать перекресток не спешиваясь.

Велопереезды на перекрестках
В Санкт-Петербурге действует велошеринг «СмартБайк».

Шеринговые велосипеды. С тюменских улиц они пропали несколько лет назад
А вот с кикшерингом в Санкт-Петербурге большая проблема. Он практически отсутствует. Практически все центральные районы (независимо от наличия там велодорожек и велополос) под запретом для кикшеринга. В зонах, где кикшеринг доступен, установлен запрет на размещение стоянок вблизи остановок общественного транспорта, действуют ограничения до 15, а в некоторых случаях до 10 км/ч. В общем прокатные самокаты маргинализированы и не выполняют свою транспортную функцию. За несколько дней я не видел ни одного человека на прокатном самокате, хотя стоянки время от времени попадались. Зато на личных самокатах ездят многие. Но и для них действуют запрещающие знаки.

На самокате можно ездить не везде
Где-то запрет, может быть, действительно обоснован. На достаточно узких и заполненных пешеходами (в том числе туристами) тротуарах в центре, например.

В центре довольно узкие тротуары
А вот где-то и самому не захочется ехать на самокате.

Побитые жизнью тротуары
Многие тротуары и пешеходные дорожки оставляют желать лучшего и просто опасны для самокатов.
Плюс много мест, где бордюры (ой, то есть поребрики) требуют понижения. В том числе и на достаточно крупных перекрестках с большим пешеходным трафиком.

Знаменитые питерские поребрики. Отличаются от бордюров?
Кстати, про пешеходов на перекрестках. Практически на всех перекрестках реализуется конфликтный режим регулирования движения.

Конфликтная фаза на перекрестке
Дополнительные стрелки бело-лунного цвета, которые требует в этом случае ГОСТ и которые применяются в Москве, в Санкт-Петербурге я встретил лишь однажды. Так же как и полностью выделенную пешеходную фазу (как в Тюмени) — только на одном перекрестке. Да, такой вариант конфликтного регулирования существенно ускоряет преодоление перекрестка пешеходами, но и более опасен. Московский вариант с конфликтным регулированием в отдельных случаях и с дополнительным информированием водителей выглядит оптимальным.
Что еще стоит отметить… Это платные туалеты — «50 рублей, льгот нет».

Деньги, как говорится, не пахнут
Для Тюмени это уже выглядит анахронизмом.
Если уж говорить о платных услугах, то вот как дело обстоит с парковками.

Платные парковки значительно дороже тюменских. Но до Москвы недотягивают
Первый час — сто рублей, далее поминутная тарификация. Ночью бесплатно. Годовой абонемент на парковку стоит почти 180 тысяч рублей. Платный практически весь центр.
Заключение
Если подвести итог, из плюсов, которые Тюмень могла бы перенять у Санкт-Петербурга, — это электротранспорт и велополосы. В остальном Тюмень пока в плюсе или на уровне.
Ранее мы публиковали колонку нашего колумниста Владимира Богоделова. Он побывал в Турции и под впечатлением от поездки сравнил два совершенно противоположных города — Стамбул и Тюмень. Казалось бы, что города совершенно разные, но над выводами можно задуматься.