Пять болгарских пансионатов на Лесобазе, печально известные мрачными историями про алкоголиков, наркоманов и жуткое убийство Насти Муравьевой, скоро исчезнут с карты Тюмени. На днях тюменские власти включили их в зону реновации.
Под КРТ попали дома № 32, 34, 36, 38 и 40 на Судостроителей.
Это значит, что в ближайшие годы многоэтажки снесут застройщики и возведут на их месте современное жилье. Впервые весть о том, что дом попадает под снос, вызвала у жителей положительные эмоции. Как восприняли информацию о планах властей жильцы пансионатов на Лесобазе, читайте в материале Артура Галиева.
Купила по ошибке
Елена (имя изменено) живет в одной из комнат многоквартирного дома на улице Судостроителей, 40. Сама с семьей переехала из Свердловской области и понятия не имела, что покупает — сделку совершала удаленно. Уже на месте поняла, что атмосфера пансионата не самая радостная. Некоторые соседи своими выходками под воздействием различных веществ оказались очень неприятными. Ситуацию омрачило то, что на первом этаже жил Виталий Бережной, который получил пожизненный срок за убийство Насти Муравьевой. Девочка, кстати, жила в соседнем пансионате. Подробности бэкграунда этого места Елена узнала только после переезда. Тогда вопросы, как случилась трагедия, отпали.
— Знаете, какой здесь контингент? Даже боишься вечером выйти из квартиры. Я же не местная, когда переехала, увидела это всё, у меня истерика была. Я же не знала, что такое вообще пансионат. Я считаю, что КРТ — большой шанс на улучшение ситуации. Чем быстрее снесут, тем быстрее что-то найду другое, — рассказывает Елена.
Тюменка признается, что давно пытается продать по ошибке купленную квартиру в пансионате, но никто не хочет ее покупать даже дешево.
Кровавый след
На первом этаже пансионата нас встретили мусор и кровавые пятна на полу рядом с осколками разбитой бутылки. Опрятно одетая женщина, спешно выходя из пансионата, поделилась мыслями о реновации, под которую попал ее дом. Все уже в курсе о планах властей.
— Как тут не радоваться? Наконец-то снесут. В ближайшее время обещают провести собрание жильцов. Там всё расскажут нам. Пока никаких предложений нет, — заявила тюменка, желающая не называть своего имени.
В пансионате почему-то все не хотят называть своего имени.
Прогулявшись по лестницам, мы обнаружили хозяина пролитой крови. Его супруга, докуривая сигарету прямо на лестничной площадке, пояснила, что вчера у них произошел инцидент с незнакомцами.
— Мой выносил из машины вещи. Поставил детское кресло. Когда вернулся, увидел, как на нем сидят двое алкашей. Он предъявил: «Для вас поставил?». Ну, началось… Моему разбили бутылку об голову. Здесь всякие люди. Я когда иду на работу, дочь не оставляю дома одну — отправляю к бабушке, — рассказывает тюменка.
На обидчиков мужчина заявление писать не стал. Не хочет связываться. А женщина признается, что в ужасе от состояния пансионата на Судостроителей, 40.
— Я жила в соседнем 38-м доме. Снимала жилье много лет за 10 тысяч. Хозяйка подняла цену. Я переехала сюда. До 38-го жила в 36-м. Этот пансионат самый худший. В соседнем хоть камеры поставили, когда Муравьеву убили.
Женщине всё равно, что дом снесут. Она снимает здесь квартиру. Надо будет — переедет в другой дом. Разговор шел на лестничной площадке, которая была завалена мусором: жильцам просто лень выбрасывать его на улице.
Вероятно, кому-то было и лень идти до туалета, потому что запах мочи и чего-то непонятного после такой прогулки долго будет преследовать. В некоторых коридорах выгуливают собак или кошек, потому что трудно объяснить повсеместное наличие экскрементов.
Лестничную площадку будто не убирали и не мыли лет сто. Да, она не парадная, а запасная, но всё же.
Теория «Разбитых окон» не работает
Бороться с лентяями, которые не могут донести пакет с мусором до контейнера в пансионате, решили радикально. На стенах маркерами написали, что мусор нельзя выбрасывать здесь. Журналисты любят вспоминать «Теорию разбитых окон». Тут с грязнулями борются путем загрязнения стен. Тут другие правила.
Весь подъезд исписан наскальной живописью. Люди спорят друг с другом, ругаются и всячески протестуют против тех, кто призывает к порядку. Постарались даже поэты.
— Я тебе принесу клубнику в декабре, — гласит одна из надписей.
Вот бы принес чистящее средство для стен. Другое было бы дело.
Риелторы обрадовались
Позитивно восприняли новость и риелторы, активно продающие квартиры в новых строящихся ЖК по соседству. Один из них рассказал, что репутация пансионатов сильно вредит делу.
— Приезжаем с клиентами смотреть жилье, а у них один и тот же вопрос — про Муравьеву. В первую очередь интересовались, когда уберут пансионаты на Судостроителей. А то из-за них сливается много клиентов. Для нас новость про КРТ — хороший инфоповод для продаж, — рассказывает риелтор.
В доме № 38 на Судостроителей, где раньше жила Настя Муравьева и ее семья, подъезд выглядит гораздо опрятнее. Местные говорят, что трагедия привлекла много внимания к пансионату, поэтому, чтобы в камеры телевизионщиков попадала более опрятная картинка, входную группу немного починили, поставили камеры видеонаблюдения.
Покидая пансионат, где раньше жил Виталий Бережной, на стене заметили надпись: «Все твари в этом доме». Кто-то подрисовал рядом «Не». В этом что-то есть. В пансионатах живет много хороших людей, которые ведут порядочный образ жизни, но по тем или иным обстоятельствам их занесло в эти дома. Тут появляется вопрос, а смогут ли люди улучшить жилищные условия, оказаться в более благополучной среде, когда застройщик купит их комнатушки. Вопрос открытый.
Подробнее о том, как появились в Тюмени болгарские пансионаты, читайте в нашем материале. Изначально это должны были быть временные дома для строителей из дружественной страны и рабочих. Что же сейчас там творится и какие можно найти пути решения проблемы пансионатов в Тюмени, смотрите в большом материале.
Трагедия с Настей Муравьевой произошла в 2021 году. Девочка пропала посреди дня. Ее искала вся Тюмень. Тело нашли только спустя полтора месяца. Оказалось, что его прятал житель соседнего дома — Виталий Бережной.