Тюменская пенсионерка Лидия Вильманн осталась одна в расселенной многоэтажке на улице Бабарынке. Из аварийного дома съехали все жильцы, кроме Лидии Гейнриховны, и уже два года пожилая женщина живет в холодном доме с грызунами и добивается положенного жилья через суд. Рассказываем ее историю.
Квартиру в доме на Бабарынке, 11/1, семье Лидии Вильманн выдали в 80-х годах, когда она вместе с мужем работала на кирпичном заводе, находящемся неподалеку. Вскоре после распада Советского Союза завод обанкротился и закрылся. Но семьи работников продолжили жить в доме. В 2000-х скончался муж Лидии Гейнриховны, и, когда у женщины появилось право на приватизацию жилья, она отказалась от него в пользу своей дочери и внука.
Вскоре дочь Лидии Вильманн переехала со своей семьей в Екатеринбург, а в 2015 году власти признали дом на Бабарынке аварийным и жильцов включили в очередь на расселение. Переселить людей чиновники должны были до 31 декабря 2024 года, но сделали это на два года раньше. Летом 2022 года собственникам выплатили компенсацию, в том числе и дочери Лидии Гейнриховны. Правда, саму пенсионерку жильем не обеспечили и женщина осталась одна в пустом доме.
— Собственники жилья — внук и дочь Лидии Гейнриховны, им выплатили компенсацию. Но Лидия Вильманн — бывший член семьи, который продолжает проживать в этой квартире. И согласно постановлению Конституционного суда при расселении ее обязаны обеспечить равнозначной жилплощадью, — объясняет юрист Лидия Балина.
Переговоры с властями ни к чему не привели. И женщине пришлось обращаться в суд. Только в июне 2024 года Центральный районный суд вынес решение в пользу Лидии Вильманн и обязал городскую администрацию обеспечить женщину жильем.
— Возложить на администрацию города Тюмени обязанность по предоставлению Вильманн Лидии Гейнриховне <…> равнозначного благоустроенного жилого помещения площадью не менее 56,9 кв. м в городе Тюмени Тюменской области по договору социального найма, — указано в решении суда.
Несмотря на выигранный суд, новое жилье Лидия Гейнриховна так и не получила — городская администрация не согласилась с решением судьи и подала апелляцию в Тюменский областной суд.
Всё время, пока шли разбирательства в районном суде, Лидия Вильманн продолжала жить одна в расселенном многоквартирнике. По словам женщины, в доме даже не было отопления, тепло дали только в ее квартиру, и то после многочисленных жалоб. Но, как рассказывает женщина, зимой в ее квартире температура держится на отметке 14–16 градусов, а в морозы опускается до 8–10 градусов. Единственное теплое помещение в доме привлекает грызунов. Мыши и крысы практически оккупировали квартиру.
Из-за холода у Лидии Вильманн начались проблемы со здоровьем, у нее появились проблемы с сердцем и суставами. Один тазобедренный сустав пришлось заменить, и теперь пенсионерка готовится к операции по замене второго. Сейчас она передвигается на коляске и не может даже выйти из дома. Но нашлись родственники, которые забрали пожилую женщину к себе на дачу, где ей выделили небольшую комнату с отоплением.
— Они сделали меня инвалидом. Я раньше бегала, машину водила. А теперь даже ходить не могу. Врачи говорят, что это от переохлаждения, — жалуется женщина.
Здание, где находится квартира Лидии Гейнриховны, сейчас выглядит заброшенным: в нем сняты окна и двери, а стены понемногу разрушаются, появляются трещины и плесень. Из-за того, что дом облюбовали бомжи и наркоманы, подъездную дверь пришлось закрыть на навесной замок. Это хоть как-то останавливает бродяг и мародеров.
Ранее мы рассказывали, что в 2025 году городские власти собираются снести более 20 домов в разных районах Тюмени. На снос аварийных домов из бюджета потратят 161,4 миллиона рублей.