В 50-е годы XX века Тюмень стала застраиваться домами в стиле сталинской архитектуры, хоть и в несколько усеченном варианте. Это были не высотки и не дворцы с роскошным декором, как в Москве, а более скромные строения, но всё же сохранявшие основные черты этого стиля. Даже спустя десятилетия эти дома привлекают внимание прохожих своим интересным видом. Об одном из самых известных таких домов мы сейчас расскажем подробнее.
Дом на Республики, 45 привлекает внимание прохожих не столько яркими витринами магазинов на первом этаже, сколько необычными надписями «Под’езд». Некоторые ошибочно полагают, что таблички дошли до нас еще с царских времен, но это не так. В действительности дом был построен в 1947 году и считается, что на его стройке успели потрудиться пленные немцы. Их начали свозить в тюменские лагеря еще в 1943 году. Сам дом был построен в 1947 году, а год спустя пленных увезли в Свердловскую область.
Дом предназначался для советских партийных деятелей и местной элиты. После того как в 1944 году Тюмень стала областной столицей, у города появилась потребность в зданиях для КГБ и партии. Сотрудников тоже надо было где-то селить, поэтому для них в центре города начали строить многоэтажки. Для Тюмени 40-х годов здание было самой настоящей высоткой, в то время город был сплошь застроен малоэтажными деревянными домами. К 1956 году в Тюмени насчитывалось всего семь зданий высотой от трех этажей и выше.
В 1954 году у дома на Республики появился своеобразный пристрой — дом на Водопроводной, 40. И вскоре комплекс получил свой финальный вид, здания визуально соединились друг с другом и управлением КГБ, формируя архитектурный ансамбль, где внутренний двор был скрыт от посторонних. Фасады зданий украсили лепниной и французскими балконами.
Жильцы дома рассказывают, что более новую часть строили ссыльные. Периодически во время ремонта рабочие натыкаются на послания репрессированных. Например, однажды когда строители меняли советский паркет, они нашли послание потомкам от жертв репрессий из Молдавии. В записке указано, что мужчин сослали в Сибирь не предъявив никаких обвинений.
Двор дома — классический для «сталинки» — уютный, зеленый, закрытый от машин и посторонних. Жильцы были людьми состоятельными и занимали высокие должности. Как правило, это были люди среднего и старшего возраста. Так что во дворах было довольно тихо, разве что могли играть дети.
Во дворе был и собственный фонтан. Летом в нем любили плескаться дети. Но ближе к перестройке он перестал работать и с годами совсем пришел в негодность. А еще, по словам старожилов, раньше во дворе был детский сад, но позже здание реконструировали и отдали для нужд МВД.
Внутренняя планировка сталинских домов тоже отличалась от типовых советских многоэтажек большими площадями и высокими потолками. Но кухни делали достаточно небольшие, около 7 квадратных метров. Предполагалось, что там люди не будут проводить много времени. Однако в доме на Республики, 45 площадь квартир не такая уж и большая: однокомнатные около 36 квадратных метров, а трехкомнатные чуть больше 65 квадратных метров. В более новом угловом блоке квартиры уже немного просторнее.
В 50-е годы побывать в квартирах этого дома доводилось немногим, об убранствах и быте их жильцов ходили легенды. Тем более, что жили здесь в основном лишь сотрудники самого могущественного ведомства СССР — КГБ (до реформы ведомства — МГБ. — Прим. ред.) Ходили слухи, что в «сталинках» строили тайные комнаты, личные бомбоубежища и секретные коридоры.
В действительности всё было несколько иначе. Квартиры в доме хоть и выдавали сотрудникам, но трехэтажный дом использовался как коммуналка — сотрудникам выдавали по комнате и в одной квартире могли жить сразу несколько семей. В четырехэтажном доме всё было иначе — это здание предназначалось для руководства. У высших чинов условия жизни были более комфортными.
Что касается бомбоубежищ, то они действительно были, как и в большинстве советских домов, и находились в подвалах. А «секретные коридоры» могут привести, разве что, в соседний блок, где находятся общественные организации, но не в само здание МВД.
В советское время в этом доме не могли поселиться люди со стороны. Здесь жили только силовики и их семьи. Спустя годы среди жильцов почти не осталось ветеранов органов внутренних дел. А с появлением частной собственности поселиться здесь может любой желающий. Да и посмотреть, как выглядят квартиры в одной из первых элитных многоэтажек, может каждый — фотографии есть на сайтах объявлений.
По стоимости такое жилье не сильно отличается от многоэтажек на окраине города. Квартиры площадью 46–50 квадратных метров продают за 7–8 миллионов рублей. Но в зависимости от ремонта и перепланировки цены могут быть выше.
Что касается надписей «Под’езд», то появились они достаточно просто. После революции большевики активно избавлялись от наследия Российской империи. В 1917–1918 годы в стране проходила орфографическая реформа, которая отменяла использование твердого знака в конце слов. Из типографий и мастерских изымали букву «ъ», ее даже выдирали из пишущих машинок. Переусердствовав, многие граждане в принципе отказывались от «ъ», его не использовали даже в начале и середине слов. На замену ему пришел апостроф, так на улицах и появились «под'езды» и «в'езды».
По данным из открытых источников, сейчас износ дома составляет порядка 50%. Но кровлю на здании меняли лишь несколько лет назад, она продержалась около 70 лет. Во время работ на стропилах обнаружили надписи на немецком, но что в итоге стало с балками — неизвестно. По словам жильцов, до такого состояния дом довела старая управляющая компания. Чтобы сменить ее, людям пришлось пройти через множество проверок, судов и череду уголовных дел. Избежать суровых реалий современного ЖКХ не помогли ни соседство с МВД, областной думой и правительством, ни богатая по тюменским меркам история дома.
А вы бы хотели жить в «сталинке»?