— Эта мозаика была для меня своего рода жертвоприношением, — так описывает свою работу для храма тюменский мастер Дмитрий Пономарев.
Три года назад тюменец открыл для себя искусство мозаики. Теперь он, как древние мастера Рима и Греции, собирает из разноцветного стекла изображения. В его мастерскую ходят ученики: искусство вызывает живой интерес у тюменцев. Хобби, которое стало чем-то большим, завлекло Дмитрия Пономарева случайно. Как тюменец увлекся мозаикой и зачем занимается сейчас — в нашем материале.
«Хобби вышло из-под контроля»
У Дмитрия Пономарева экономическое образование, но он создавал сайты, занимался компьютерной графикой и дизайном. А вот вдруг его завлекла мозаика.
— Мозаика началась как хобби, которое вышло из-под контроля, — рассказывает Дмитрий. — Однажды я увидел у друга, который путешествовал по югу, фотографию бассейна, выложенного мозаикой. Решил попробовать сделать что-то подобное. Выписал материалы и начал экспериментировать.
Пока ждал материалы, Дмитрий решил изучить теоретическую составляющую вопроса. Отправился в областную библиотеку и два месяца провел за литературой по мозаике. Спустя три года хобби переросло в профессию. Теперь мозаичист сам учит людей работать с мозаикой. В городе профессиональные мастера встречаются редко.
«Римская косичка» и портрет Менделеева
Дмитрий Пономарев может долго рассказывать об истории развития этого искусства. По его словам, появление мозаики уходит корнями в глубокую древность. Первые рисунки в этом стиле появились в Месопотамии, там декорировали стены. Затем мозаикой в Древней Греции изображали богов, а Рим превратил мозаичное искусство в настоящую индустрию.
— Римская мозаика появилась по всей Европе, — рассказывает Дмитрий. — Пример такого рисунка лежит и в моей мастерской. Я продолжаю древнюю традицию, практически не меняя методы, по которым работали греческие, вавилонские или римские мастера.
Первая сложная работа Дмитрия размещена в церкви Архангела Михаила в Червишево. А в прошлом году он участвовал в коллективном восстановлении огромного панно «Радость труда» в Тольятти.
В долгу перед областной библиотекой, где знакомился с теорией по мозаике, тюменец тоже решил не оставаться. Мастер за три месяца набрал портрет Дмитрия Менделеева, который сейчас висит на втором этаже. Он его подарил библиотеке за полученные знания.
Мозаичный портрет Дмитрия Менделеева создан на основе его фотографии.
«Как язык программирования»
Сейчас Дмитрий работает в мастерской, которая расположена в здании Дома печати в Тюмени. И это неслучайно: на фасаде размещено потрясающее мозаичное панно «Печать — голос времени».
— Говорят, что стоимость панно сравнима со стоимостью здания. Это очень дорогое творение. Мозаика очень крутая и сложная, — говорит Дмитрий, показывая детали, переливы цветов, которые рядовой зритель бы не заметил.
Мозаика — дорогое искусство, требующее специальных инструментов. Материалом может служить что угодно. В число классических входит натуральный камень и смальта — цветное стекло, которое мастера «откусывают» нужных размеров.
— Мозаика отличается от краски тем, что камни смешиваются только при оптическом эффекте для зрителя. Художник должен понимать, рисуя полное жизни лицо человека, как сделать зеленую тень и не создать ощущение болезненности, — рассказывает Пономарев.
Стоимость одной пластины смальты — 1000 рублей. Сколько цветов и в каком количестве используется в одной работе, сказать трудно. Но чем больше элементов, тем работа дороже.
Дмитрий сравнивает набор мозаики с языком программирования, где есть своя грамматика и семантика.
— Когда начинаешь работать с мозаикой, то вся многотысячелетняя традиция работает на тебя, — говорит он.
Мечты о монументальном
В основном на мастер-классы приходят взрослые, желающие научиться создавать мозаику. Ученики Дмитрия часто не замечают, как пролетают три часа занятия.
В мечтах Дмитрия Пономарева создать что-то монументальное для города, связанное с фигурой Михаила Ломоносова. По словам мастера, выбор на ученого пал не просто так.
— Мозаику на Русь привезли греки. После монгольского нашествия у нас прекратилась мозаика. Да не только она, но и каменное строительство, и многие ремесла на несколько сотен лет исчезли. Ломоносов создал технологию варки смальты. Его никто не учил этому искусству. Это больше был наблюдательный подход. На самом знаменитом портрете Ломоносова можно увидеть под его столом как раз смальту, — рассказывает Пономарев.
По задумке Дмитрия Пономарева, стела в честь Ломоносова должна быть сделана из смальты и из фарфора, потому что первый фарфоровый завод в России раньше носил имя этого ученого.
Он хочет привлечь к созданию портрета жителей Тюмени. Идея у него крайне интересная.
— Я хочу сделать проект народного портрета Ломоносову. Какие-то вещи могут сделать только профессиональные мастера. Что-то — мои ученики. А какие-то моменты — набрать горожане. Чтобы жители Тюмени могли приложить руку к этой мозаике. Например, отдали бы свою кружку, свою посуду. Получится интерактив. Потом тюменцы могли бы приходить и радоваться: мол, вот наша кружечка, из которой 20 лет пили кофе, теперь часть портрета.
Про какие еще интересные увлечения тюменцев мы рассказывали
Недавно мы рассказывали про тюменку Ларису Волкову, которая уволилась с работы, чтобы вязать дизайнерские сумки и свитера.
Пенсионер Василий Самойлов сделал нарядное панно из 8000 пластиковых крышечек, кинематографист Игорь Хохлов лепит кинозвезд и мультяшек из пластилина, а бывший художник-оформитель Андрей Попов создает удивительной красоты светильники с видами Тюмени и Петербурга.
Нефтяник выращивает зимой клубнику в Тюмени, а местный хирург создал у себя дома оранжерею с орхидеями. А бывали ли вы в настоящем розарии? Это невероятно красиво, посмотрите обязательно.
Поделились мы с вами и историей искусного сварщика Станислава Черновасиленко, который из болтов, гаек и подшипников создает крошечные копии легендарных мотоциклов Harley-Davidson.