Реновация шагает по Тюмени. В этом году предполагается расселение и начало застройки одного из самых крупных районов города — ДОКа. Помимо высоток, тут появится разная социальная инфраструктура.
Под снос в рамках реновации попал дом Черепановых. Компенсацию за него они могут и не получить. Дело в том, что дом у них не зарегистрирован. Часть жилья построена на муниципальном участке, из-за чего им отказывали в документальном оформлении собственности.
Рассказываем историю семьи, которая построила свое жилье, а теперь может оказаться на улице из-за отсутствия документов.
Свой дом
Илья и Кристина всю жизнь живут на ДОКе. Они учились в одной школе, где и познакомились.
— Мы еще со школы были знакомы, начали встречаться, — рассказывает Илья Черепанов. — Она (кивает в сторону своей супруги) была постарше. Начали общаться, потом поженились.
Молодой семье надо было где-то жить. Задумались о строительстве своего дома. Но где? Решили занять участок рядом с родителями Кристины — здесь раньше стояли бараки, а чуть позже земля начала пустовать.
Стройка началась. Рабочие поставили коробку, а дальше всё делали сами. Сначала первый этаж, чтобы можно было переехать. Чуть позже был готов и второй.
— Дом мы достроили в 2014 году. Коробка, которую делали рабочие, вышла примерно в 2,5 миллиона. Потом отделка, мебель, подключение к сетям и так далее. Всего около шести миллионов рублей. Но это еще по тем ценам, — вспоминает Илья.
Дальше Черепановы попытались зарегистрировать право на дом. Но в администрации им отказали — оказалось, что часть постройки стоит на землях, принадлежащей городу. По словам мамы Кристины, власти им сказали просто жить дальше.
— Мы хотели оформить по закону, который давал право легализовать свое имущество. Но там было условие, что дома должны быть построены до 2006 года. Собственно, под него мы не подходили. Ну мы и жили дальше, — рассказывает Черепанов.
Реновация
В 2023 году власти отдали большой участок на ДОКе под реновацию, в нее же попадает и дом Черепановых. В этом районе должно появиться множество жилья и объекты социальной инфраструктуры. Но сначала — нужно пройти ряд определенных процедур. Это касается как собственников, так и власти с застройщиком.
После того как заключается договор о КРТ, администрация города осуществляет оценку имущества. На это уходит до 8 месяцев, после администрация знакомит собственника с оценкой, до официальной оценки застройщики предлагают собственнику договориться. Если собственник с оценкой не согласен, то тогда собственник идет в суд. Там определяют, какая цена актуальна. Такой механизм описывал глава области Александр Моор.
— Как мы узнали о реновации? Да весь район об этом говорил, — рассказывает Илья.
После начала реновации к участку семьи приходил некий молодой человек. Кто он такой — Черепановы не знают. Он сфотографировал дом и ушел, никак не представляясь. Маме Кристины пришла повестка в суд — ее посчитали собственником дома, построенном на городской земле. Сейчас назначили новое разбирательство и уточнили, что ответчиком должна быть сама Кристина.
— Жили столько лет, никого не было. И чудесным образом сразу нас администрация увидела, — возмущается Кристина.
Семья пыталась поговорить с застройщиком по поводу сумму компенсации за их дом. Они слышали, что люди с документами и без документов получают деньги за свое имущество. Расчеты, по их словам, конечно, разные, но разница не так существенна.
— К нам лично ни от застройщика, ни от администрации никто не приходил. Мы сами пытались поговорить с застройщиком, был какой-то представитель. Нам сказали, что ситуация тяжелая, может быть, какая-то компенсация и будет положена. Позже ситуация изменилась. Нам сказали, что мы незаконно здесь живем, никто вам не обязан выплачивать компенсацию, — рассказывает Илья.
Черепановы хотели бы остаться в этом районе. Здесь их всё устраивает.
— Тут центр рядом, здесь школа недалеко, садик. Здесь и транспортная развязка, и больница — всё есть. Улица в целом у нас тупиковая, тишина раньше была — спокойно можно было выйти за ограду, за детей не бояться, если они играют, — рассказывает Кристина.
Но они понимают, что съехать им придется. И они бы очень хотели начать хотя бы диалог с властями и застройщиком по поводу условий переезда.
— У нас двое детей, никакого другого жилья больше нет. Мы сейчас не можем всё снести и куда-то уехать. Мы все свои деньги вложили в дом, брали кредиты, чтобы построить свое жилье. Мы же совсем молодые были, когда начинали. Хотелось бы хоть какую-то компенсацию за дом получить, чтобы переехать — даже за город. Мы не просим никаких заоблачных сумм. Просто что-то, чтобы хотя бы можно было взять и переехать. Если ничего не получится, будем судиться до последнего, — добавили Черепановы.
Ранее мы рассказывали о семье Коркиных. Их дом тоже попал под реновацию. Но это происходит в другом районе — на улице Невской. Многодетной семье предлагали за их недвижимость 4,5 миллиона рублей.