Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка» когда-то был известен на весь Советский Союз. В марте 1960 года предприятие выпустило первую тарелку с узнаваемым логотипом в форме летящей чайки. 30 лет славной истории закончились банкротством в начале 90-х. Историки и коллекционеры говорят, что именно с этого момента узнаваемый бренд перестал считаться таковым. Да, Кубань сейчас производит фарфор, но до промышленных масштабов ему уже далеко. Да и того качества уже давно нет. В ближайшее время физически не станет и самого предприятия — сейчас начались работы по его сносу. Портал 93.RU вместе с коллекционером и координатором общественной инициативы «Наследие Кубани» Ольгой Кузнецовой позволили себе немного понастальгировать и вспомнить историю легендарного завода фарфора.
С чего начинался полет
«Чайка» в Краснодаре появилась благодаря решению правительства СССР для того, чтобы обеспечить растущий спрос населения южного региона страны на посуду. Шли послевоенные годы, страна выходила из тяжелого периода. В огромных масштабах строилось жилье, и людям, которые только обживались в новых квартирах, требовались банальные вещи — посуда.
Первые промышленные помещения завода проектировал Ленинградский отраслевой институт, а запуском занимались истинные энтузиасты, для которых фарфоровое производство стало делом всей жизни. 3 марта 1960 года на предприятии выпустили первую тарелку, а уже через год первая партия продукции пошла уже на экспорт.
А в августе 1968 года завод выпустил первую партию фаянсовой продукции.
Вместе с ростом промышленности голову начали поднимать и художники, которые сделали продукцию «Чайки» узнаваемой во всем Советском союзе. Всё это — благодаря своему особому стилю, в котором нашли отражение национальные традиции местного населения, красота и изобилие природы региона. В дополнение к своему названию завод получил и символ, который остался с ним и по сей день. Благодаря таланту Людмилы Павловой, Николая Туркова, Владислава Овсянникова и Василия Мельника со всех сторон практичные чайные пары превращались в произведение искусства, которые сейчас хранятся в музеях или частных коллекциях.
Ольга Кузнецова рассказывает, что первым главным художником завода была Людмила Павлова, при ней была создана экспедиционная группа художников, которая отправилась путешествовать по региону, чтобы выработать особый стиль «Чайки». Художники изучали традиционную роспись и быт. Всё это придавало особый южный колорит продукции завода и помогло завоевать популярность. Сервизами «Чайки» стали награждать не только ударников труда, но и первых лиц СССР.
Также при заводе действовал экспериментальный участок, который организовал Николай Турков. Его идеи уже тогда называли смелыми. Керамика, витражи, деревянные панно, мозаики, которые выходили из-под руки художника, украшали краснодарские, сочинские, новороссийские общественные заведения.
После распада СССР новые владельцы зданий украшенных уникальными узорами, занялись ремонтом, не заботясь о сохранности произведений известных мастеров. Часть работ уцелела, они хранятся в местном краевом музее, в частных коллекциях, в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Продукция завода также обыгрывала сюжеты старых российских сказок. Кроме чайных сервизов завод производит фарфоровые статуэтки авторства скульптора Эльфы Гаранько. При этом сама по себе форма могла выглядеть минималистично, образность же достигалась художественными методами.
Банкротство «Чайки»
В 1991 году «Чайка» обанкротилась. Этому способствовало наполнение розничного рынка более дешевой и массовой посудой из Китая и распад СССР. Рабочим, которые трудились на заводе, вместо зарплаты даже начали раздавать фарфор. Причем даже тот, что производился всего в двух экземплярах. Сейчас чайные сервизы продают на аукционах. Самые популярные уходят с молотка за несколько тысяч рублей.
К 2010 году полноценно работал только цех фаянса, а мастера занимались декором китайских заготовок. Художественный музей при Краснодарском заводе «Чайка», в котором хранились лучшие образцы советского фарфора: декоративные и сувенирные изделия, чайные, кофейные, винные наборы, сервизы, спасти не удалось. Предметы экспозиции были распроданы или утеряны.
Так «Чайка» превратилась в ЗАО ПКФ «Кубаньфарфор». В октябре 2019 года краснодарские цеха «Кубаньфарфора» полностью закрылись. В поселке Дружелюбном Белореченского района было построено модернизированное предприятие, и в январе 2020 года началась работа первой очереди производства посуды.
Однако масштабы производства были уже не те. Да и логотип немного поменялся. На фарфоровых изделиях краснодарского завода ставили клеймо, на котором изображена парящая чайка. Этот логотип оставался неизменным с 60-х годов, пока не произошла смена названия завода на «Кубаньфарфор». Изначально он символизировал чистоту белого фарфора. «Кубаньфарфор» сохранил в товарном знаке образ чайки, только добавив новое наименование.
Коллекционеры говорят, что «это уже не та „Чайка“, да и „Чайкой“ называться не может». Потому что нет уже тех мощностей и тех художников, которые творили магию. Да и производство фарфора стало нерентабельным.
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Фарфоро-фаянсовый завод „Чайка“» (ФФЗ «Чайка») было зарегистрировано в 2019 году по адресу ул. Уральская, 79/1. Предшественником компании является ООО «АМАС», основанное еще в середине 90-х, — юрлицо прекратило деятельность путем реорганизации. За 2021 год чистая прибыль ФФЗ «Чайка» составила 5,1 млн рублей при выручке в 23,1 млн. С 31 марта 2023 года учредителем компании является Ваган Арутюнян, президент группы компаний «Ава». До этого «Чайка» принадлежала компании «Глобал Бридж Лимитед», которая ранее владела «СБС Мегамолл».
Что будет дальше?
Примечательно, что сами здания сносимых сейчас старых цехов украшены бомзой — синей и белой. На части зданий до наших дней сохранились орнаменты и изображения: чашка с чайником и отличительный логотип «Чайки».
Бомза — это подставка для запекания фарфора в печи. Она защищает заготовку от деформации и способствует ее равномерному прогреву в печи. Когда-то по инициативе художника Николая Туркова ее вместо выброса стали использовать для оформления фасадов.
После того, как стало известно о сносе производственных корпусов, краевед Ольга Кузнецова призвала сохранить советское наследие «Чайки». Речь идет в том числе о мозаичном панно из фарфоровой плитки, стелле «История Советского Союза» и трех керамических панно — «Мир — Труд — Созидание», «Спорт» и с натюрмортами.
Все памятники разработаны творческим коллективом ФФЗ «Чайка» в 1962 году. В состав творческого коллектива, создавшего комплекс, входили уникальные мастера, имеющие звания народных и заслуженных художников СССР, РСФСР и Кубани.
— Объекты обладают очевидной историко-культурной ценностью как пример искусства советского соцреализма, как часть социокультурного исторического и современного пространства, — считает Ольга Кузнецова.
Недавно появилась информация, что собственники компании «СБС», которая ведет новое строительство, обещают, что расположенные на территории бывшего завода «Чайка» объекты культурного наследия будут сохранены.
— Работа по их сохранению ведется при участии научных специалистов и искусствоведов Краснодарского края. Фрески планируется перенести в парковую зону и реставрировать, — говорится в сообщении.
На месте старых производственных корпусов в ближайшее время собираются начать возводить вторую очередь ТРЦ «СБС Мегамолл». В перспективе здесь появится огромный современный аквапарк с горками, бассейнами и многоуровневым паркингом, банный комплекс и фитнес-центр. В соцсетях краснодарцы уже предложили для него подходящее название — «Чайка».